Временный мемориал. Сразу после трагических событий часто устраиваются спонтанные, стихийные или временные мемориалы. Для некоторых пострадавших семей такой стихийный мемориал может стать средством утешения/исцеления. Может оказаться, что стихийный мемориал будет жить своей самоорганизованной жизнью. Однако коллективу школы стоит отслеживать все происходящее на месте спонтанного мемориала, чтобы избежать возможных недоразумений и возникновения конфликтных ситуаций. Вокруг него будут накапливаться предметы (детские игрушки и пр.), символизирующие дань памяти и чувства сопереживания. Будучи стихийным образованием, такой объект может быть поврежден непогодой и даже обрести форму мусора.
Ответственные лица школы должны определить, как урегулировать процесс накопления и удаления предметов на месте стихийного мемориала. При этом важно избегать эффекта внезапности, поскольку это может вызвать чувство горечи и разочарования у семей жертв. По мере принятия решений о стационарном мемориале нельзя оставлять на том же месте стихийные памятники. Их необходимо убрать до того, как они превратятся в естественную и неотъемлемую часть среды.
Форматы постоянных мемориалов. В международной практике выделяется три основных типа мемориальных зон в память о трагических событиях:
Стела с именами погибших, где главный элемент и символ памяти — мемориальная доска/плита с именами жертв трагедии.
Ландшафтные композиции, где помимо стел с именами размещаются водные объекты, цветники, натуральные камни.
Цифровые форматы мемориалов, сайт с информацией об истории трагедии и людях, которые пострадали. Цифровой мемориал позволяет человеку из любой точки мира зайти на сайт, осознать произошедшее, выразить солидарность со всеми, кто чтит память погибших.
Расположение стационарного мемориала: на участке школы или в другом месте. Если приходится располагать мемориальный объект-памятник непосредственно на территории школы, то его необходимо размещать подальше от главного входа в школу, чтобы избежать постоянного визуального контакта и напоминания о трагедии. Принцип размещения мемориала на территории школы должен заключаться в том, чтобы доступ к мемориалу являлся специальной задачей и посещение места памяти становилось осмысленным действием, а не обыденным и повседневным явлением.
Долгосрочные последствия. При проектировании мемориала важно учесть восприятие и чувства будущих учеников и педагогов. Очевидно, что будущие поколения будут рассматривать трагическое событие иначе, чем те, кто учился в школе в момент происшествия и непосредственно пережил его. Мемориал должен значимым образом поддерживать память, но не должен чрезмерно драматизировать все обстоятельства, должен быть уместным по масштабу, стоимости, художественной драматургии.
Расходы и ресурсы. Стационарные школьные мемориалы (сады, мемориальные доски, зоны для собраний и уединенного чтения, специально высаженные деревья, пешеходные дорожки, мемориальные стены или натуральные камни) требуют постоянного, и зачастую дорогостоящего ухода. Поэтому на этапе проектирования мемориала чрезвычайно важно учесть, какие именно ресурсы потребуются для его регулярного технического обслуживания и содержания. Необходимо предусмотреть ресурсы для содержания мемориала и его ремонта. Может быть важным создать внебюджетный, благотворительный фонд для содержания мемориала.