»

Как создать мемориальную зону на месте трагедии. Кейс Гимназии в Казани

Владислава Калинина, сооснователь компании AKVK&Partners
11 мая 2021 года в гимназии №175 Казани произошла трагедия: бывший ученик совершил вооруженное нападение, в результате которого погибло девять человек. Регион, город, коллектив школы столкнулись с вызовом: что делать со зданием в такой ситуации? Перед командой проекта возникла нетривиальная задача: почтить память погибших, с одной стороны, и возродить новую жизнь в школе, с другой. За сто дней пространство гимназии полностью изменилось. Соавтор проекта рассказывает, как это было.


В чем идея проекта
Ключевая идея заключалась в том, чтобы архитектурными средствами кардинальным образом изменить внешний облик школы, внутренние пространства, благоустройство территории. Нужно было снизить чувство тревоги, создать ощущение нового современного пространства, открытого духу творчества и будущему.

Часть проектных решений мы выработали вместе с педагогическим коллективом и родителями. Необходимо было учесть интересы разных по психологическому состоянию людей: и тех, кто больше всего пострадал от трагедии (семьи, где были погибшие); и детей и взрослых, которые пережили трагедию и будут продолжать учебу или работу в школе; и будущих учеников и учителей, которые не были свидетелями и только придут в школу в будущем.
Как показывает международная практика, сам процесс проектирования и создания подобных мемориалов может затянуться на несколько лет. При этом форматы мемориальных зон отличаются: памятные пространства создают и на территории школ, и за их пределами. Часто проводится работа с сообществами, определяются требования всех заинтересованных лиц, в некоторых случаях даже проводятся конкурсы на создание мемориалов. Специфика же нашей трансформации заключалась в том, что на перестройку школы было выделено сто дней. Обновленная школа должна была открыться 1 сентября 2021 года.

Школу трансформировали, чтобы преодолеть чувство тревоги и создать ощущение нового пространства. Обновились фасады, была пристроена новая входная группа, вестибюль которой отделен от основного объема здания дверями с электронным доступом. Помещение охраны получило прямой обзор на территорию, систему видеонаблюдения, металлодетекторы. Здесь же оборудована зона ожидания, переговорная для учителей и родителей, амфитеатр. Теперь входная зона в школу совсем не похожа на то пространство, через которое проник стрелок.

Внутри школы была изменена логистика передвижения и размещение кабинетов. Появились новые функциональные зоны и пространства для групповой работы. Специализированные кабинеты объединили в тематические кластеры, был обновлён актовый зал. Пространство с гибким зонированием появилось вместо одного из спортивных залов — оно служит общественным ядром и объединяет библиотеку, коворкинг, выставочный центр. Учебный кабинет с наибольшим числом погибших преобразован в открытое пространство, своеобразное место памяти, где установлены девять светильников — по числу погибших.
Проект трансформации гимназии №175 (здание, благоустройство, Сад памяти) получил Гран-при Международного форума-выставки Build School Project 2022 и почетный диплом «Лучший проект России 2020–2023» печатного издания «Проект Россия. 100 лучших реализаций 2023 года».
Как спроектировать мемориал
Мемориалы свидетельствуют об утратах и напоминают о пережитой трагедии. Они могут быть торжественными или безмятежными, но все предназначены именно для напоминания о трагическом событии, это инструмент общественной морали — памяти о потерянных жизнях и извлечения уроков. Мемориалы играют важную роль в процессе непосредственного переживания и исцеления. Они распределяют тяжесть утраты на социум в целом, символизируют общественное внимание и ответственность.

Обязательных общепринятых правил или точных инструкций по созданию мемориалов не существует, однако в процессе исследования мы выявили ключевые принципы работы с такими пространствами.

Требования к дизайну и чувствам. Сегодня нет единого мнения о том, как определить требования к дизайну мемориала и необходимо ли устраивать масштабные стационарные школьные мемориалы в непосредственной близости к местам трагедий. Нет согласия и в том, какими должны быть создаваемые сегодня мемориалы, чтобы они имели соответствующее общественное, социально-психологическое и культурное влияние спустя даже 10–20 лет.

В принятии решений и определении требований к дизайну мемориала важны непосредственные эмоции и обостренное горем сознание — в первую очередь тех, кто больше всего пострадал от трагедии: семей погибших и школьного коллектива.

Однако принципиальная роль должна отводиться профессиональному видению с учетом долгосрочного общественного восприятия. Часто строительство мемориалов откладывается из-за того, что семьи жертв, администрации и архитекторы расходятся во мнениях относительно необходимого художественного облика и общего подхода к созданию мемориалов. Например, на планирование и строительство мемориала «Колумбайн» ушло около восьми лет, в нем участвовали семьи жертв, раненые ученики и их семьи, другие сотрудники школы, а также члены местного сообщества.

Поэтому для выстраивания коммуникации с семьями погибших очень важна эмпатия, поиск возможности интегрировать в проект мемориала идей пострадавших, а также убедительное объяснение, если возникает отрицание или несогласие. Для аргументации важно приглашать экспертов (психологов, социологов, архитекторов, специалистов по ландшафтному озеленению, а также демонстрировать примеры, показывать, в чем преимущество того или иного решения.
Временный мемориал. Сразу после трагических событий часто устраиваются спонтанные, стихийные или временные мемориалы. Для некоторых пострадавших семей такой стихийный мемориал может стать средством утешения/исцеления. Может оказаться, что стихийный мемориал будет жить своей самоорганизованной жизнью. Однако коллективу школы стоит отслеживать все происходящее на месте спонтанного мемориала, чтобы избежать возможных недоразумений и возникновения конфликтных ситуаций. Вокруг него будут накапливаться предметы (детские игрушки и пр.), символизирующие дань памяти и чувства сопереживания. Будучи стихийным образованием, такой объект может быть поврежден непогодой и даже обрести форму мусора.

Ответственные лица школы должны определить, как урегулировать процесс накопления и удаления предметов на месте стихийного мемориала. При этом важно избегать эффекта внезапности, поскольку это может вызвать чувство горечи и разочарования у семей жертв. По мере принятия решений о стационарном мемориале нельзя оставлять на том же месте стихийные памятники. Их необходимо убрать до того, как они превратятся в естественную и неотъемлемую часть среды.

Форматы постоянных мемориалов. В международной практике выделяется три основных типа мемориальных зон в память о трагических событиях:

Стела с именами погибших, где главный элемент и символ памяти — мемориальная доска/плита с именами жертв трагедии.

Ландшафтные композиции, где помимо стел с именами размещаются водные объекты, цветники, натуральные камни.

Цифровые форматы мемориалов, сайт с информацией об истории трагедии и людях, которые пострадали. Цифровой мемориал позволяет человеку из любой точки мира зайти на сайт, осознать произошедшее, выразить солидарность со всеми, кто чтит память погибших.

Расположение стационарного мемориала: на участке школы или в другом месте. Если приходится располагать мемориальный объект-памятник непосредственно на территории школы, то его необходимо размещать подальше от главного входа в школу, чтобы избежать постоянного визуального контакта и напоминания о трагедии. Принцип размещения мемориала на территории школы должен заключаться в том, чтобы доступ к мемориалу являлся специальной задачей и посещение места памяти становилось осмысленным действием, а не обыденным и повседневным явлением.

Долгосрочные последствия. При проектировании мемориала важно учесть восприятие и чувства будущих учеников и педагогов. Очевидно, что будущие поколения будут рассматривать трагическое событие иначе, чем те, кто учился в школе в момент происшествия и непосредственно пережил его. Мемориал должен значимым образом поддерживать память, но не должен чрезмерно драматизировать все обстоятельства, должен быть уместным по масштабу, стоимости, художественной драматургии.

Расходы и ресурсы.
Стационарные школьные мемориалы (сады, мемориальные доски, зоны для собраний и уединенного чтения, специально высаженные деревья, пешеходные дорожки, мемориальные стены или натуральные камни) требуют постоянного, и зачастую дорогостоящего ухода. Поэтому на этапе проектирования мемориала чрезвычайно важно учесть, какие именно ресурсы потребуются для его регулярного технического обслуживания и содержания. Необходимо предусмотреть ресурсы для содержания мемориала и его ремонта. Может быть важным создать внебюджетный, благотворительный фонд для содержания мемориала.
Соучаствующее проектирование
Коллектив гимназии №175 и родители принимали непосредственное участие на всех этапах создания мемориала. Сначала мы провели общую встречу с администрацией района, коллективом школы, родителями пострадавших, психологами, архитекторами, специалистами по ландшафтному озеленению. Мы показали примеры разных форматов мемориалов, предложили варианты места его размещения (за пределами школы и на ее участке) и обсудили форэскиз мемориальной зоны. Единогласно было принято решение создать памятную зону на территории школы. Часть родителей выступала за установку классической мемориальной стелы при входе в школу, но мы предложили выполнить это пространство в виде отдельной ландшафтной зоны под названием «Сад памяти». Эту идею поддержали психологи и большая часть родителей.

На следующих этапах эксперт по ландшафтному озеленению Сергей Мурзов организовал поездку в питомник и помог родственникам погибших выбрать деревья и цветы. Команда архитектурного бюро «Архдесант» занималась детализацией концепции и обсуждением проектных решений с родителями.
сад памяти
Сад из девяти деревьев — деликатное пространство памяти, рефлексии и исцеления. Мемориальная зона располагается внутри дворовой территории школы, в некотором отдалении от наиболее интенсивных потоков движения. Получается, что здесь нет постоянного напоминания о трагедии, а посещение Сада памяти становится целенаправленным действием. Сад памяти размещается таким образом, что на него открывается вид из окон кабинета, где было больше всего погибших. Этот кабинет трансформирован в рекреацию и теперь имеет визуальную связь с мемориальной зоной на участке школы.

Память: каждое дерево символизирует одну из девяти утерянных жизней. Под деревьями размещаются цветники с бетонными обрамлениями, на которых нанесены имена погибших. Здесь нет главных или второстепенных элементов, все цветники идентичны по размеру. Пешеходная гравийная дорожка была призвана объединять цветники в единое пространство.

Рефлексия: растения требуют ухода, а процесс ухода становится отображением заботы со стороны коллектива школы и родственников погибших, деликатно напоминает о произошедшей трагедии, позволяет еще раз задуматься и сделать выводы. Изначально предполагалось, что бетонные обрамления цветников будут выполнены в виде скамеек, чтобы можно было присесть и поразмышлять. Но впоследствии при обсуждении проекта с родственниками погибших от этой идеи пришлось отказаться.

Исцеление: сад выполняет функцию рекреационного пространства, а растения символизируют возрождение и цикличность жизни.

В развитии и реализации проекта Сада памяти было три основных этапа. Первый: исследование практик создания школьных мемориалов, встреча с сообществом, определение места размещения и формата мемориальной зоны, согласование идеи сада с девятью деревьями и цветниками. Второй: детализация проекта, разбивка и подготовка площадки, выбор деревьев родственниками погибших совместно с экспертами по ландшафтному озеленению. К 1 сентября деревья и многолетние цветы были высажены совместно с родственниками погибших. Третий этап: согласование формы бетонных обрамлений цветников и надписей имен погибших, производство и установка бетонных элементов, укладка мощения.
Что не удалось реализовать
Первоначальная идея заключалась в том, чтобы мемориальная зона не только служила местом памяти, но и выполняла функцию исцеляющего рекреационного пространства. Предполагалось, что цветники будут объединяться дорожкой с гравийной засыпкой, бетонные обрамления будут служить сиденьями, а имена погибших будут деликатно выдавлены в поверхности бетонных обрамлений. Однако в процессе обсуждения и согласования проекта с родственниками погибших эти идеи трансформировались. Дорожка вымощена бетонной плиткой, имена погибших размещаются на лицевой стороне бетонных обрамлений.
«Работать с садом было непросто. Родители согласились на сад: не на мемориал, не на стелу у входа, пугающую и величественную, а на нормальный сад с цветущими растениями, символизирующими продолжение жизни. Это был компромис. Мы начали разрабатывать концепцию с расчетом на лиственные деревья: мы представляли, как будет расти и крепнуть крона, как можно будет посидеть в ее тени, прикоснуться к стволу. В результате родители, самостоятельно выбирая деревья, отдали предпочтение хвойным. Дальше — написание имен. Мы предлагали расположить имена тиснением на внутренней стороне клумб, родители настояли, что имена должны быть написаны одинаковым начертанием, полным именем, золотым цветом и на внешней стороне. Были и мы согласны с таким решением? Нет. Были ли мы настойчивы? Тоже нет. Я и сейчас думаю, что это по-другому было нельзя»

Дарья Климова
руководитель бюро «Архитектурный Десант»:
Как используется Сад памяти сейчас
Пространство сада стало местом, где в годовщину события 11 мая сообщество встречается, чтобы вспомнить погибших учителей и учеников. По прошествии года работы гимназии в сентябре 2022 года мы провели постпроектное исследование, опросили учеников и учителей, узнали, как используются новые пространства и благоустройство. Мемориальное пространство сада стало не только местом памяти, но и символом сплочения сообщества, поддержки друг друга и надежды.