»

Как краеведческий музей превратился в стратегический городской проект

Ирина Кирюхина, директор по развитию бюро музейной сценографии «Метаформа»
/////
Краеведческие музеи: экзистенциальный кризис
Краеведческий музей сегодня находится в некотором экзистенциальном кризисе. Все потому, что эта институция была создана по единому лекалу больше ста лет назад. В то время это был прорывной проект, который помогал структурировать фонды, создавать экспозиции. Сегодня в качестве системообразующего документа выступает модельный стандарт краеведческих музеев, который Минкульт выпустил в 2021 году. Эти рекомендации носят общий характер и ничего не говорят ни про идентичность, ни про характер повествования, ни про содержательную часть. Они касаются в основном внешних инструментов: материально-технического обеспечения, доступности музеев, использования современных технологий и так далее. 
За желанием внешнего обновления, всяческими мультимедиа на самом деле стоит желание быть актуальными и интересными. Многие музейные сотрудники говорят о том, что им не хватает молодых людей, туристов, в целом посетителей. В действительности краеведческие музеи находятся в поисках ответа: кто мы, о чем и как мы должны говорить сегодня, в 2025 году?
У многих постоянные экспозиции заканчиваются периодом Великой Отечественной войны, и это не преувеличение. Огромный пласт времени и весь пласт, который касается современной истории края, подвис в воздухе. Возникает некоторая растерянность.
Найти свой слой
Минкульт не дает готовой инструкции «О чем должен говорить краеведческий музей сегодня», музеи прорабатывают содержательную часть самостоятельно. У нас как у бюро есть свой подход: музей должен, прежде всего, работать со своим ключевым нарративом. А для этого нужно определить основную мысль, которую он хочет транслировать. Хорошо сделанный краеведческий музей помогает, в том числе самим жителям, понять, про что их город и почему он такой. Поэтому главное, что мы делаем, ― находим эту смысловую начинку. 

Мы вместе стараемся найти соль проекта: понять, в чем идентичность края и как можно транслировать ее современными экспозиционными формами. И эта перезагрузка получается: у кого-то на 100 процентов, у кого-то — на 30–50. Даже если получается внедрить одну тему или один новый слой, это уже победа.
От духа предпринимательства до большой дороги

В Вязниковском историко-художественном музее мы предложили использовать как основную тему дух предпринимательства и лен как основной ресурс города. Покровскому музею Владимирской области мы предложили перепридумать себя и стать музеем Владимирского тракта. Город Покров ведь находится на середине пути между Москвой и Владимиром и всегда развивался как город, где останавливались люди на большой дороге. Большая дорога ― это атмосфера: ямщики, ссыльные, скандалы, интриги и так далее. История путешествия людей в XIX веке довольно интересная: как останавливались, где жили, что ели, на чем передвигались…
Пример Покровского музея вообще показывает некий сюрреализм, в котором существуют краеведческие музеи. Оказываясь внутри, первое, что вы видите, — восковую фигуру американских индейцев, пальмы и какао-бобы. Оказывается, что лет десять-двадцать назад в город пришла американская компания, производитель шоколада, которая решила сделать городу подарок — музей шоколада. У музея есть страх, что краеведческий музей никому не интересен, а вот в музей шоколада придут люди, семьи с детьми. При этом отзывы показывают, что людям, наоборот, нравится дух подлинной старины.
В случае с Уразовским музеем мы поняли, что можно отдельно выделить историю кожевенного дела. Здесь стояла еще и задача сделать посещение многовариантным. Теперь в музее одновременно могут идти три программы, есть три типа посещения: посещение постоянной экспозиции, посещение событий, выставок в выставочном пространстве и посещение музея-мастерской кожевенного ремесла. 

Как только ты смещаешь фокус в классической хронологии краеведческого музея, как только ты сходишь с колеи и начинаешь раскапывать, в чем сущность этого места, то появляется множество нетривиальных идей. Смещение фокуса ведет к появлению новых ниточек, которые, в свою очередь, будут интересны более широкой аудитории, а не только жителям города и края.
Ковдор 
Музей находится прямо на краю открытого рудника, где добывают полезную руду. Нам показалось интересным исследовать вопрос, что же держит людей в Ковдоре сегодня. Мы захотели рассмотреть на примере Ковдора феномен всех моногородов. Такая экспозиция дает ощущение, что в городе есть жизнь и она интересна. 
Крапивна
Мы вместе с командой музея «Ясная Поляна» придумали построить экспозицию Музея земства и истории градостроения в Крапивне вокруг типичности уездного города, и это стало ее фишкой. Придя в музей, вы можете понять, как было устроено земское самоуправление в XIX веке во всех российских городах. 
Кола
Обновление экспозиции Музея истории города Кола стоило порядка 1,5–2 млн. Это не суперсовременное многофункциональное пространство, не является участником ведущих сессий на «Интермузее». Но для города Кола это значимое событие, у них появилось обновленное и приятное место, где ценности самих горожан просто чуть-чуть по-новому обрамлены. 
Кронштадт
В случае с Музеем истории Кронштадта мы решили отказаться от хронологии в сторону осмысления ролей города, экспозиция поделена на смысловые зоны: Кронштадт ― город науки, Кронштадт ― город изобретателей и так далее.
Прялка vs интерактивный стенд
Эпоха бесконечного потока информации, искусственного интеллекта и тотального фейка возвращает нас к потребности смотреть на настоящие вещи.
Дух подлинной старины — это суперважно. Но также важно не путать дух старины с протекающим потолком. Есть позиция, мол, давайте мы это уберем и сделаем все в интерактивных столах, киосках и неоновом свете. Но на самом деле эта концепция тоже устарела. Никакие цифровые решения не заменят подлинных экспонатов, которые становятся проводниками между тобой и временем. Сегодня восприятие становится более острым. Смотришь на реальную резьбу, красивейшую прялку, и это сильно завораживает. Нужно найти баланс. 
Часто к нам приходят почти с жалобой: вся молодежь в смартфонах, в соцсетях, поэтому у нас в музее тоже должны быть новые технологии. Это неправильный вывод. Наш совет всем музеям — не следовать стереотипам. 

Музеям важно не бояться работать с непонятной для них, неизведанной аудиторией. Это можно делать в парадигме соучастного проектирования. Сейчас мы работаем над созданием нового музейного комплекса «Самара космическая» с планетарием. Как говорить о космосе сегодня? Довольно нетривиальный вопрос. Мы предложили провести проектный семинар, в котором задействовали разные профильные организации, а во второй день работали со студентами местных колледжей и школ. Удалось придумать множество не лежащих на поверхности тем, начиная от того, как живые организмы размножаются в космосе, и заканчивая вопросом, как выращивать картошку в космическом межзвездном полете. В общем, куча любопытных вопросов, на основе которых можно выстраивать разные концепции.

Многие говорят: «К нам посетитель приходит два раза в жизни: один раз в составе школьной группы и второй раз, когда приводит своих детей». Здесь на помощь придет постоянная программа мероприятий, которую мы называем проектными практиками. Это позволяет музею работать с местным сообществом, поддерживая неугасающий интерес.
Про время, деньги и первые шаги
Сегодня на музей нужно смотреть как на экосистему. Территория проектирования сильно расширилась с того момента, как мы начали работать в этой сфере.
Если десять лет назад модернизацию музея воспринимали исключительно как обновление экспозиции, то сегодня можно посмотреть на это как на стратегический городской проект.
Сегодня, занимаясь краеведческим музеем, мы как бюро обновляем не только экспозицию, но и продумываем все сервисы и функциональные зоны. Музейное кафе, музейный магазин, детская комната, лектории, зоны для мастер-классов — все это включается в общий процесс проектирования.

Обновление музея ― небыстрый процесс. Создание проекта экспозиции в среднем занимает 6–8 месяцев. Бывает и так, что концепция принята, проектная документация разработана, но нет финансирования на реализацию. Множество наших концепций еще ждет своего воплощения.

Работа над полноценной концепцией начинается с 1,5 млн рублей. А вот стоимость реализации становится понятна уже после разработки концепции. В среднем получается 250 тыс. рублей за квадратный метр. Но это скорее абстрактная цифра, потому что нельзя измерять музеи квадратными метрами. Постоянную экспозицию меньше чем за 20 млн рублей сделать сложно.

Что можно сделать в ожидании более масштабных шагов? Во-первых, внедрить фирменный стиль, зачастую он уже разработан в рамках концепции. Во-вторых, обновить свое лицо в социальных сетях. В-третьих, точечно поменять саму экспозицию, например обновить подписи-этикетки. Наконец, внедрить новые проектные практики, сегодня кроме классических экскурсий существует несметное количество интересных форматов — начиная от наблюдения за птицами, заканчивая сплавами и квестами для подростков.