Почему нам всем стоит
сохранить «Книжник»
Что делать с самым запоминающимся зданием Троицка, чтобы его реконструкция не оказалась ошибкой
«Книжник» — одно из самых любимых и запоминающихся мест в Троицке. Много лет здание, в котором располагается Выставочный зал и книжный магазин, принадлежало ТРИНИТИ, пару лет назад оно перешло в собственность города, а совсем недавно в распоряжении «кто твой город» оказались эскизы будущей реконструкции, которые не учитывают самого ценного, что есть в этом архитектурном ансамбле. О том, что предстоит, что можно и нельзя менять, рассказываем в этом материале.
Константин Антипин
Историк советской архитектуры, фотограф, редактор канала «Архитектурные излишества», сотрудник фонда сохранения исторического наследия «Внимание»
Застроенный зданиями по индивидуальным проектам, он представляет собой законченный архитектурный ансамбль в стиле раннего советского постмодернизма.
Микрорайон Б — самая архитектурно значимая часть Троицка. Ему повезло быть спроектированным во времена, когда выдвинутые в конце 1950-х годов требования к всеобщей унификации и типизации в архитектуре успели ослабнуть, и при этом быть построенным до тех пор, пока у страны и Академии наук еще были на это средства. В конце 1980-х проектировать стало можно вообще все, но только в большинстве случаев без шанса реализации… Поэтому ни до, ни после Б в городе не появлялось столь же гармонично застроенных жилых массивов.

Сердцем же микрорайона и, соотвественно, самой архитектурно выразительной его частью стал общественный центр на пересечении Сиреневого бульвара с Центральной улицей. Застроенный зданиями по индивидуальным проектам, он представляет собой законченный архитектурный ансамбль в стиле раннего советского постмодернизма. И доминанта в этом ансамбле — книжный магазин. Если конкретнее, то его вынесенная в центр площади лестница с круглым окном. Оставшаяся пустой ниша, первоначально предназначенная для установки часов, для каждого наполняется своими смыслами и играет роль не столько архитектурной детали здания, с которым его связывает функция подъема на террасу, но самоценной скульптурной композицией.

Ценна в ней, конечно же не только пустота или форма, но и то, из чего так органично она складывается — из красного кирпича.
Так «Книжник» выглядит сейчас
Фото: Константин Антипин
Редкий и дорогой в то время материал, да еще столь высокого качества, был почти недоступен для коллег-архитекторов из Москвы. Лицевой кирпич для книжного пришлось везти с завода в Камышлове Свердловской области. Несмотря на такие трудности, сегодня кажется, что для Троицка в 1970—1980-х кирпич был основным стройматериалом. Однако такое ощущение возникает благодаря экономной и кропотливой работе архитекторов. Город возводили как бы в два яруса: приближенные по масштабу к человеку нижние этажи наделяли общественными функциями и строили из кирпича, придавая фасадам выразительный архитектурный облик и украшая монументальным искусством; выше же ставили жилые этажи из панелей. К подобному компромиссу при проектировании московских районов массовой жилой застройки пришли лишь в конце 1980-х годов и реализовали в нескольких местах только спустя еще полтора десятилетия.
Фото: Константин Антипин
Журнал «Архитектура СССР» 3'85
Из описания журнала «Архитектура СССР» 3'85

Проект здания был создан в 1981 году коллективом мастерской №11 ГИПРОНИИ АН СССР в составе архитекторов В.Н. Банита, Г.А. Булатовой, Г. Васильева и инженера А.О. Ермакова. Строительство велось в 1983–1984 годах.

Комплекс расположен в общественном центре жилого микрорайона, главным фасадом обращение к пешеходному бульвару. Он состоит из связанных между собой переходом и террасой объемов, книжного магазина, выставочного зала и библиотеки.

Книжный магазин размещен в двух этажах, выставочный зал занимает двусветное помещение с антресолью и верхним светом через зенитные фонари. Библиотека на 25 тыс. томов размещается в двух этажах и имеет общую входную группу с выставочным залом. Соединяющую объемы террасу перекрывает металлическая структура, сквозной проход под помещениями библиотеки обеспечивает пешеходную связь улицы с бульваром.

Здание облицовано красным кирпичом Камышловского завода. В интерьере использованы мрамор, известняк, дерево; стены в торговых залах облицованы красным кирпичом.
Кирпичные фасады — главная ценность Троицка, базовый элемент архитектурной идентичности города. Наверное, будучи жителем, невозможно представить, что может быть как-то иначе… Еще труднее — понять, насколько легко это потерять.
Кирпичные фасады — главная ценность Троицка, базовый элемент архитектурной идентичности города. Наверное, будучи жителем, невозможно представить, что может быть как-то иначе… Еще труднее — понять, насколько легко это потерять. Увы, сегодня многие кирпичные фасады в городе подвергаются окраске, а некоторые и вовсе облицовывают вентилируемым фасадом. Это постепенный процесс, за которым сложно уследить. Увы, подобные решения не только изживают уникальную архитектурную среду, на протяжении нескольких десятилетий создававшуюся талантливыми архитекторами, но попросту уродуют город.
Что может случиться
По одному из сценариев он может быть таким
Иллюстрация: источник «кто твой город»
В распоряжении «кто твой город» оказались эскизы с одним из возможных сценариев реконструкции здания. Из них следует, что строение планируют закрыть вентилируемым фасадом, кардинально изменить колористику и внешние элементы отделки.

По словам начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации города Троицка В.С. Володина, это решения, «которые никто не принимал». Ведется проектирования ремонта здания магазина, однако учитывая, что решения по внешнему облику зданий обсуждаются на Градостроительном совете города, который носит крайне закрытый характер, эта информация вызывает беспокойство.
По одному из сценариев он может быть таким
Иллюстрация: источник «кто твой город»
Что нужно сохранять
Мы попросили Константина Антипина рассказать, что именно в троицком модернизме обязательно нужно сохранить.
Объемно-пространственную структуру: не надстраиваем дополнительных этажей, не стеклим террасы, не пристраиваем тамбуры — хотя бы с парадных фасадов.

Крышу. Если здание проектировалось с плоской кровлей, вальмовая (вид крыши с четыремя скатами - прим.ред) не добавит ему выразительности и может разрушить восприятие здания. Если же скатная крыша задумана изначально, то при ее ремонте нужно сохранить характер покрытия.

Сетку окон: не расширяем и не закладываем оконные проемы, бережем оригинальные стеклопакеты.

Облицовку фасадов кирпичом: бережем их от рекламных и праздничных баннеров, краски и вентфасада.
Кирпичные фасады — главная ценность Троицка, базовый элемент архитектурной идентичности города.Фото: Константин Антипин
Монументальный и прочий декор, а также исторические вывески даже при условии их несоответствия текущим функциям здания.

Детали интерьеров. Как и снаружи, внутри зданий могут присутствовать оригинальные решения, нуждающиеся в сохранении. Часто достаточно совсем небольших вмешательств, чтобы советские интерьеры вновь смотрелись актуально.
Как и снаружи, внутри зданий могут присутствовать оригинальные решения, нуждающиеся в сохранении.
Фото: Константин Антипин
Что можно менять
Функциональное наполнение: в зависимости от необходимости можно приспосабливать здание под новые функции, меняя его внутреннее устройство, но стараясь избегать нарушения всех предыдущих пунктов.

В исключительных случаях можно штукатурить панельные фасады, затем крася их в цвет, близкий к оригинальному. Не стоит использовать покрытия с текстурой типа «короед» — они выглядят неэстетично и собирают в себе пыль и грязь.
Константин Антипин показывает, каким может быть «Книжник» при должной бережной реставрации. И это всего лишь два примера:
На примере книжного магазина можно увидеть типичную судьбу советского архитектурного памятника: вначале он медленно зарастает баннерами и окрашивается в непонятные цвета, затем люди постепенно забывают о том, что под этими наслоениями скрывается хорошая архитектура — и как итог предлагается радикальное изменение облика здания, окончательно губящее его.

Мы выступаем за то, чтобы город сохранил свою важную часть идентичности. Выпуская этот текст, мы рассчитываем, что те, кто ответственен за принятие решений по реконструкции «Книжника», выберут единственно возможный сценарий: бережную реконструкцию с добавлением новых смыслов внутри.
Если вы поддерживаете нас, оставьте, пожалуйста, реакцию.
Над материалом работали Константин Антипин и Лена Верещагина