А государственные услуги, являясь частью централизованного аппарата, всегда иерархичны: самые простые можно получить на низовом уровне, но с ростом сложности и нетипичности уровень их предоставления повышается. Задача транспорта в данной «социальной» логике — обеспечить доступ к услугам высшей ступени в иерархии из локаций, где есть только услуги низших ступеней. Возить жителей между двумя центрами предоставления одинаковых государственных сервисов с точки зрения бюрократии является полной бессмыслицей.
На практике этот подход проявляется через особенности финансирования транспорта: как правило, на маршруты внутри района деньги дает район, на маршруты внутри региона — регион. Маршруты в столицу зачастую самоокупаемые, так как обладают не только социальным, но и экономическим смыслом поездки (об этом позже). За бортом в этой модели остаются межрегиональные и межрайонные корреспонденции, так как без государства нежизнеспособны, а оно не видит смысла финансировать маршруты в обход иерархической модели обслуживания населения (денег и на централизованную сеть маршрутов всегда в обрез).
Чтобы понять, как увеличить количество горизонтальных связей в России и как создать новые, полезно изучить, за счет чего образовались и существуют имеющиеся. Важнейшим фактором выступает экономическая целесообразность: если человек может заработать деньги, поехав куда-то в обход иерархической вертикали, то он будет это делать любой ценой. Хорошим примером такой связи является автобус Дагестанские Огни — Сургут: отправляясь из города республиканского подчинения (даже не райцентра!) Дагестана, через три дня пути автобус попадает в столицу нефтедобычи Сибири, где потомственные дагестанские нефтяники (нефть на Каспийском побережье открыли еще до революции) могут зарабатывать приличные для своей республики деньги на вахте.
Примером экономически окупаемой за счет масштаба связи служит поезд Самара–Санкт-Петербург. Проходя через Бежецк, Рыбинск, Ярославль, Нерехту, Иваново, Ковров, Нижний Новгород, Арзамас, Саранск и множество других поселений, он по чуть-чуть заполняется жителями каждой из небольших его остановок, за счет множества вариантов поездок обеспечивая приличный пассажиропоток и ежедневную возможность перемещаться между огромным количеством населенных пунктов, несмотря на их статус и границы.
Порой межрайонные, и особенно межрегиональные, связи сохраняются и поддерживаются за счет двусторонних договоренностей о финансировании. В основном это происходит с межрегиональными пригородными поездами, где существует хорошо налаженная процедура оплаты: каждый регион платит ровно за ту часть маршрута, которая проходит по его территории. Например, именно на таких договоренностях были запущены экспрессы в рамках программы «Соединяя Черноземье» (Воронеж–Липецк, Воронеж–Белгород и так далее).
Значительно сложнее паритетно финансировать автобусы. Для того чтобы два региона (или два района) вместе субсидировали межрегиональный или межрайонный маршрут, требуется совершить ряд процедур, успех в которых заведомо недостижим. Например, одновременно объявить конкурс на субсидируемый маршрут (один и тот же), на котором должен быть одинаковый победитель на одних и тех же условиях. Даже если вам это удастся, немедленный визит ФАС неминуем. Тем не менее изредка обходными путями нечто подобное удается просубсидировать, но для этого необходимо иметь огромную заинтересованность, которой, как правило, у госструктур нет.
Наконец, третий и единственный работающий системно способ, по которому сейчас организуются горизонтальные связи в России, — это плотное взаимодействие с федеральными структурами, по сути их кураторство с выделением централизованных целевых субсидий. На таких основаниях существуют межрегиональная авиация (на авиарейсы в обход Москвы и Санкт-Петербурга выделяют целевые субсидии) и автомобильные дороги (большинство даже региональных и местных дорог строится и ремонтируется с федеральным софинансированием по программе «Инфраструктура для жизни»). Благодаря федеральному источнику финансирования совершенно не важны имущественные споры о том, какой район или регион будет финансировать тот или иной проект: деньги всегда выделяют на комплексный маршрут так, чтобы никто не парился.
Исходя из успешного опыта существующих, есть три пути развития горизонтальных связей. Первый — развивать децентрализованную экономику. Пусть житель Сонково будет выбирать, куда ему поехать работать, в Бежецк или Рыбинск, а не только Тверь. Пусть автобус из Дагестанских Огней отправляется не только в Сургут, но и в Гусь-Хрустальный, ведь город известен также стеклодувным промыслом. И так далее. Второй путь — увеличение бюджета местного самоуправления и низовых единиц государственной власти. Впрочем, одних денег недостаточно, они должны сопровождаться притоком компетенций: специалистов, способных договориться о маршруте в соседний район, методических рекомендаций, которые бы пошагово описывали процедуру, удобных и способствующих налаживанию горизонтальных связей законов.