Николай Медведенко, партнер компании «ДАЛЬ», экс-руководитель проектного офиса города Дербент
планы
мастер

Скоро будет 200 мастер-планов, а мы не договорились, что это и зачем. Большое исследование мастер-планов Николая Медведенко

Николай Медведенко, партнер компании «ДАЛЬ», экс-руководитель проектного офиса города Дербент
планы
мастер
Большое исследование мастер-планов Николая Медведенко
Главные держатели знаний о современном состоянии мастер-планирования — экспертное сообщество. Поэтому специалист в области городского планирования Николай Медведенко провел масштабное исследование мастер-планирования в России, для которого взял интервью у десяти разработчиков мастер-планов и представителей заказчиков регионального уровня. Пересказываем главные выводы исследования.
Контекст исследования:
почему стоило провести его еще вчера
В России уже разработано более сотни мастер-планов; потрачены миллиарды бюджетных денег и даже подготовлен национальный стандарт. Планируется закрепить документ на законодательном уровне, но мешают фундаментальные разногласия: какова ключевая цель мастер-плана, заменяет ли он стратегию социально-экономического развития и нужно ли туда закладывать сразу все отраслевые стратегии? Заказчики и разработчики не приходят к консенсусу. Эта несогласованность возникает из-за грандиозной дистанции между ними: между федеральным центром и муниципалитетами, — а также между целями, языком и компетенциями всех участников процесса. При этом договоренность о понятии мастер-плана — о целеполагании и рамках гибкости — может помочь нам, городским планировщикам, реанимировать стратегическое планирование. Перед тем как внести мастер-план в законодательство и не усложнить работу регионам избыточностью документов, стоит договориться о понятиях.

В современной России практика стратегического планирования территорий нова, однако сделано уже многое: сформированы проектные институты, принят ряд федеральных законов (в том числе №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), выделено два ключевых стратегических документа для муниципального образования — генеральный план города и стратегия социально-экономического развития. И, несмотря на отсутствие мастер-плана в нормативно-правовой базе, муниципальные образования все чаще обращаются к его разработке, здесь же можно вспомнить и поручения президента — о подготовке мастер-планов на Дальнем Востоке в 2021 году и о разработке еще 200 мастер-планов в обращении 2024 года. Но существует и горизонтальная тенденция: муниципальным властям важно заявить о своих намерениях широкой публике, а это диктует новый подход к языку документов стратегического планирования — на что и отвечает мастер-план с манифестацией яркого будущего.
Кьо принял участие в исследовании
Заказчики и кураторы
01 —
Николай Медведенко
партнер компании «ДАЛЬ», бывший руководитель проектного офиса города Дербент в 2020–2022 годах (реализация мастер-плана, курирование и реализация комплексных документов, проектов общественных пространств)
02 —
Бахтияр Уллаев
заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, инициатор и куратор разработки мастер-плана Махачкалинской агломерации
04 —
Петр Стрелец
советник губернатора Амурской области, генеральный директор АНО «Центр развития территорий»
05 —
Александр Цаллагов
главный архитектор Северной Осетии, куратор со стороны заказчика мастер-плана Владикавказа
03 —
Алена Протасевич
главный архитектор Республики Чувашия, куратор со стороны заказчика мастер-плана Чебоксарской агломерации
Разработчики
01 —
Марк Борблик
управляющий партнер компании «ДАЛЬ»
06 —
Александр Холоднов
генеральный директор компании «УрбанПРО»
02 —
Яна Голубева
генеральный директор компании «МЛА + СПб»
04 —
Александр Пчелинцев
управляющий партнер компании «ДАЛЬ», в прошлом руководитель разработки мастер-плана города Дербент со стороны команды «Новая Земля»
05 —
Иван Курячий
сооснователь консалтинговой компании «Новая Земля», компания является автором мастер-планов Дербента, Улан-Удэ, стратегии пространственного развития Ижевска
03 —
Даниил Веретенников
Даниил Веретенников, руководитель проектов в ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ), в прошлом — главный архитектор в бюро MLA+
Эксперты
01 —
Роман Попов
заместитель директора направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города, участвовал в разработке стратегий муниципальных образований и методов системы оценки
02 —
Мария Синичич
директор департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ
(приведены по открытым источникам)
04 —
Татьяна Гук
директор Института Генплана Москвы
(приведены по открытым источникам)
05 —
Сергей
Георгиевский
соучредитель, председатель экспертного совета агентства «ЦЕНТР»
(приведены по открытым источникам)
03 —
Антон Финогенов
заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ
(приведены по открытым источникам)
06 —
Ольга
Грицан
руководитель аналитического отдела агентства «ЦЕНТР»
(приведены по открытым источникам)
Цитаты всех экспертов кроме Романа Попова приведены из статей, изданных ранее.
Что такое мастер-план
и чем он отличается от стратегии развития города
Большинство респондентов затруднились разделить понятия «стратегия развития города» и «мастер-план», это говорит о том, что мастер-план подразумевает комплексность стратегического видения. В определении мастер-плана встречается ряд повторяющихся характеристик: он формирует образ будущего, отождествляется со стратегией пространственного развития и представляется переходным звеном между стратегией социально-экономического развития и генеральным планом. Также респонденты описывают мастер-план как общественный договор и называют его основной комплексной стратегией города. На основе этого исследовательское определение мастер-плана следующее: это «комплексная стратегия развития города, представляющая собой общественный договор об образе будущего с выделенными приоритетами развития, которые реализуются посредством указанных в стратегии проектов. Носит декларативный характер и должен быть представлен на общедоступном языке».

Некоторые из определений стратегии развития города:

Это плановый документ, определяющий желаемое состояние территории на достаточно отдаленную перспективу и пути достижения этого состояния
Р. Попов
Это декларация о договоренности о будущем города
Д. Веретенников
Стратегия, она предполагает два элемента. Первый — целостное, перспективное видение того, куда мы идем. Второе, еще, наверное, более важное, — это выбор приоритетных направлений и задач проектов, которые предполагают даже не то, что мы выбираем, а в том числе то, от чего мы отказываемся
А.Холоднов
Это синергетическое объединение всех отраслевых стратегий
Я. Голубева
Это список проектов, приоритетных для города (план мероприятий, дорожная карта)
А. Протасевич
Это концентрация ресурсов, избыточных ресурсов на выбранном развитии экономической деятельности, [которое] основано на внутренних предпосылках и внешних трендах в экономике, прежде всего. Или специализация, если это, например, творческий город
А. Пчелинцев
Это понятный, разбитый по годам план действий, мы понимаем, какое видение транслируем, <…> это публичный документ с этапами достижения
П. Стрелец

Некоторые из приведенных определений мастер-плана в ходе интервью:

Хорошая стратегия, она может называться мастер-планом, может называться генеральным планом плюс стратегией социально-экономического развития
И. Курячий
Мастер-план — один из инструментов, чтобы посмотреть городу, проанализировать себя, выработать какие-то ключевые ставки для развития, сбалансировать политику и начать ее поэтапно реализовывать благодаря государственному, частному партнерству, госпрограммам, всему, что сегодня государство как инструментарий предлагает для городов
А. Цаллагов
Мастер-план и стратегия пространственного развития для нас одно и то же
Я. Голубева
Приоритезация проектов, привязанных к земле и деньгам. Это бизнес-план
А. Протасевич
Мастер-план включает стратегию развития города с приземлением ее на пространство
А. Пчелинцев
Декларация о намерениях, декларация о принятых соглашениях, совместно выработанных решениях, но привязанных к территории
Д. Веретенников
Мастер-план — это целостное перспективное видение развития территории и набор хорошо обоснованных и взаимосвязанных проектов, которые за счет верхнеуровневого обоснования ложатся в единую логику развития
А. Холоднов
Мастер-план — переложение стратегии развития города на экономический и градостроительный язык
П. Стрелец

Прочие определения мастер-плана:
Мастер-план — это инструмент проектирования будущего людей. <…> Пока что мастер-план занял позицию переходного звена от стратегии социально-экономического развития к нормативным градостроительным документам: генплану, правилам землепользования и застройки, проектам планировки. <…> Фактически это верхнеуровневый документ, который выделяет приоритетные экономические задачи развития города. <…> Глобально мастер-план состоит из принципиальных стратегических решений, которые затем расшиваются на отдельные инвестиционные и инфраструктурные проекты в социальной и экономической сферах. <…> Документ, фиксирующий общественный договор между властью, жителями и инвесторами
Т. Гук
Мастер-план — документ стратегического пространственного развития заселенных территорий с выраженной градостроительной компонентой, <…> носит долгосрочный характер, фокусируется на ограниченном числе целей и задач и разрабатывается публичной властью, но при активном участии различных групп интересантов: экспертов, представителей бизнеса и горожан
А. Финогенов
Мастер-план — объединение стратегии экономического развития и документа территориального планирования в виде концепции генплана, что позволяет решать застарелую проблему несвязности двух больших треков планирования развития территорий: экономического и градостроительного
М. Синичич
Комплексный инструмент развития и маркетинга, где важную роль играет социально-экономический аспект, способный повысить привлекательность территории для инвесторов, бизнеса и талантливых специалистов. <…> Мастер-план — гибкий и действенный инструмент для развития и продвижения территории, привлечения инвестиций и талантов, а также повышения благополучия жителей
Л, Изгалина
Комплексная стратегия социально-экономического и пространственного развития»
Определение стратегического мастер-плана из национального стандарта (разработанного ВЭБ.РФ и КБ «Стрелка»), предлагаемое к использованию в 172-м ФЗ

Почему мастер-план появился в России
Мастер-планы обязаны своим появлением проблемам и пробелам в существующих документах территориального и стратегического планирования. Среди них — разделение планирования на социально-экономическое и территориальное (как по замыслу, так и по процедурам происходит в разное время, создается разными разработчиками и курируется разными заказчиками внутри администрации), отсутствие коммуникации всех сторон по ходу разработки и недоступность языка документов для внешней аудитории.

Другая важная предпосылка мастер-планирования — политический запрос на документ, удобный для коммуникации как с жителями, так и с вертикалью власти, с понятным языком и наглядным содержанием. Действительно, федеральный центр требует большей вовлеченности населения (или как минимум ее демонстрации), которую невозможно обеспечить, ограничиваясь существующими документами. Еще одна причина в том, что при распределении ресурсов нужны наглядные материалы для принятия решений.

Цитаты экспертов о причинах появления мастер-плана:

Пространство и деятельность в городе неразделимы, так как одно является следствием другого. Но долгое время не было документа, который бы воспринимал город как единое целое. Мастер-план — инструмент, который пытается решить эту проблему
М. Борблик
Есть неудовлетворенность тем, что документы разделены
И. Курячий про разделение стратегии социально-экономического развития и генерального плана, включая их разделение между ведомствами и временем их разработки)

Очень важно иметь короткие презентации, четкие, понятные цели, <…> это [мастер-план] удобство для лиц, принимающих решение, как инструмент, с которым они могут взаимодействовать
Я. Голубева
Изменения требований к генеральному плану в градостроительном кодексе сделали из него документ землепользования, что лишило власть стратегического документа, работающего с пространством
А. Холоднов, не является прямой цитатой
Подглядели в мировой практике
Д. Веретенников
Политическая причина — не только, но в целом политическая, так как используется как инструмент переговоров. Но, в отличие от западных стран, где это инструмент переговоров всех со всеми, у нас это инструмент переговоров одного уровня власти с другим по выделению ресурсов
А. Пчелинцев
Отсутствие связи между градостроительством и экономикой [генеральным планом и стратегией социально-экономического развития]
А. Протасевич
Неудовлетворенность тем, что документы разделены [генеральный план и стратегия социально-экономического развития]
И. Курячий
На ДФО нужно было дать людям видение будущего, рассказать какие профессии будут актуальны, дать людям надежду и картину будущего. Это вопросы демографии
П, Стрелец
Позволяет разрешить конфликт отсутствия связи между генпланом и экономическими стратегиями
А. Финогенов
Необходимость формирования прозрачных и удобных механизмов обоснования, корректировки и контроля выполнения положений территориального планирования
С. Георгиевский, О. Грицан
Потребность в мобилизации территориальных ресурсов для достижения стратегических целей развития территорий на федеральном, региональном и местном уровне
С. Георгиевский, О. Грицан
Среди причин — необходимость более доступного формата документов стратегического планирования, маркетинг, реклама региона, поиск средств [федеральных]
Б. Уллаев
Некоторые из высказанных проблем существующих документов стратегического и территориального планирования как причины появления мастер-плана:
Я считаю, что градостроительная политика, с ее набором документов для ее осуществления сегодня, — она проблемна, она не сформулирована. Если взять сухую выдержку из вот этих положений Градостроительного кодекса, про часть градостроительной политики, и подумать о сути этой политики, то все сведено к тому, что город распределяет земельные участки под строительство и реализует их. Все. Там не говорится о документах градостроительных в Градостроительном кодексе, об интересах <…> собственников той или иной недвижимости, которые соседствуют, и городского сообщества
А. Цаллагов
В чем же еще там проблематика генерального плана? Этот документ претерпевает огромное количество изменений за свой жизненный цикл и фактически не является какой-то стратегией
А. Цаллагов
Они [стратегия СЭР и генеральный план] зачастую заказываются разными департаментами муниципалитета без согласования этих документов. В результате они друг другу во многом противоречат и этим мешают их реализации.
И. Курячий
[Генеральный план и стратегия СЭР] перестали быть рабочими, не адаптируются под потребность. Генеральный план стал формальным, в том числе потому, что обязательный документ
Б. Уллаев
[Форма генерального плана] непонятна другим участникам управления государственного, муниципального. То есть для очень многих людей генплан — это очень сложный документ. Вот зоны какие-то, что-то непонятное. ПЗЗ — это вообще там космические вещи, а нужно все более такое, более понятное, более простое, чтобы человек открывал и сразу все понимал
А. Протасевич
Генплан — работа на удовлетворение задач девелоперского сообщества, стратегии делают упор на экономический прогноз без пространственной проекции
А. Финогенов
Генеральный план — документ, создаваемый профессионалами, для профессионалов, а мастер-план изначально адаптирован для публичного обсуждения
Т. Гук
[Генеральный план] невозможно обсудить с пониманием с гражданами, жителями города
А. Цаллагов
Стратегия СЭР — многостраничный документ, не наглядный, надо прочитать, осмыслить, нужен еще штат толкователей. К разработке подход формальный
П. Стрелец

Для каких целей создаются мастер-планы в России
Среди целей разработки мастер-плана эксперты выделяют четыре основных (пункты не являются взаимоисключающими, и может наблюдаться сочетание типов):
  • 1
    Маркетинговая
    Мастер-план носит более декларативный, нежели программный характер: разработка служит для продвижения отдельных проектов или представителей власти, включая лидеров корпораций — особенно если они и заказывают разработку.
  • 2
    Программная
    Мастер-план призван решить конкретные городские проблемы — а также предоставить исполнительной власти план действий или инструмент, который у нее отсутствует.
  • 3
    Функциональная
    Мастер-план служит для обоснования и привлечения финансирования на проекты: например, так разрабатывали мастер-планы Дальнего Востока и Арктики.
  • 4
    Вертикальная
    Разработка мастер-плана ведется по поручению президента, а региональные и муниципальные власти не заинтересованы в работе с документом.
Разработчики и заказчики разных уровней власти часто видят разные цели при работе над мастер-планом: например, главные архитекторы регионов нуждаются в документе как плане действий, в то время как губернаторы заинтересованы привлечь в регион федеральное финансирование.

Целевую аудиторию
мастер-плана стороны также видят по-разному: для одних первостепенно взаимодействие по вертикали власти, для других — диалог с жителями. Ярким примером программного целеполагания является мастер-план агломерации, респонденты отмечают, что это единственный доступный для них инструмент, который позволяет синхронизировать планы развития разных муниципалитетов.

Цитаты о целеполагании документа:

Сформировать долгосрочное видение города и всем его транслировать. Мастер-план должен быть документом консенсуса, а не толстой книжкой, сделанной за закрытыми дверьми
М. Борблик
Познакомить жителей с тем, какие преобразования ждет город: «Главная цель мастер-плана — это строительство городского сообщества. Я, по крайней мере, хотел бы в это верить. Это инструмент говорения о городских проблемах, это инструмент построения гражданского общества, повышение вовлеченности, ну вот это вот все
Д, Веретенников
Заявить о намерениях, вдохновить на какие-то преобразования, внушить людям, что у их города есть будущее, и оно лучше, чем настоящее — это тоже, в принципе, цели
Д, Веретенников
Должен быть планом развития, понятным для всех — жителей, бизнеса, девелоперов, мэра, губернатора, федеральных министерств и ведомств. Он должен учитывать их запросы и быть прозрачным по определению целей, задач и планируемых решений
И, Курячий
Обоснование финансирования мегапроектов
Т. Гук
Целеполагание для руководителей субъектов: «В федеральном центре задают вопрос: на что деньги? Вот документ, обоснованный, с исследованиями
А. Цаллагов
Политический аргумент здесь самый сильный. Все-таки это способ реализовать всяческие политические амбиции. Либо для градообразующего предприятия через повышение лояльности, либо для администраций местных, редко когда администрации выступают заказчиками мастер-планов, ну все-таки
Д. Веретенников
Это связующее, хаб между различными стратегиями и территориальным планированием
Б. Уллаев
Для агломерации именно мастер-планы являются самым эффективным инструментом планирования
Т. Гук
Главная функциональная задача мастер-плана в России — инструмент переговоров одного уровня власти с другим по теме выделения ресурсов
А. Пчелинцев. Не является прямой цитатой
Важно иметь короткие презентации, четкие, понятные цели. <…> это удобство для лиц, принимающих решение, как инструмент, с которым они могут взаимодействовать
Я. Голубева
Изначально адаптирован для публичного обсуждения
Т. Гук
Добавить в стратегическое планирование пространственный аспект, который отсутствует в стратегии социально-экономического развития
А. Холоднов
Связать стратегию социально-экономического развития и генеральный план
А. Протасевич

Что должно быть в мастер-плане
Описание состава мастер-плана отличается, однако можно проследить два ключевых момента: требование к присутствию видения в составе, а также решение коммуникационных задач. Важна гибкая структура документа, которая оставляет больший простор для изменений и может стать прецедентом в практике разработки. Также мастер-план не должен быть привязанным к местным полномочиям, а заложенные в нем решения — не ограничиваться уровнем муниципалитета или региона, а включать федеральные проекты и финансирование.

Разработчики и заказчики мастер-планов по-разному относятся к ресурсам, необходимым на реализацию. Бывшие разработчики генеральных планов и градостроители обычно не могут отказаться от «коврового» проектирования всех слоев городской инфраструктуры, таким образом стремясь удовлетворить все возникающие запросы и создать идеальную картину будущего. В то же время существует противоположная точка зрения, согласно которой «стратегия — это отказ от некоторых видов деятельности и возможностей». При такой оптике выбирается стратегическая ставка развития города и мероприятия мастер-плана направлены исключительно на ее реализацию. В условиях бюджетных ограничений и капиталистического контекста это кажется более реализуемым, но сложным для принятия и использования: кого-то придется не учитывать в стратегии, какие-то отрасли оставить без ярких изменений, а значит, взять на себя большие риски.

Описание состава мастер-плана и подхода к его разработке из проведенных интервью и использованных источников:

В настоящий момент у большинства мастер-планов прослеживается явная архитектуроцентричность. Оптимальный состав — это баланс между деятельностью и пространством. Иначе мы просто повторяем прошлые ошибки
М. Борблик
Это ключевая ставка и то, что должно с городом случиться, чтобы ключевая ставка сработала. Ну и, конечно, в мастер-плане должна быть большая коммуникационная стратегия со стейкхолдерами. <…> коммуникационный блок, он самый долгий и самый сложный, <…> [а также] блоки, связанные с инструментами реализации. Этот софт <…> [— то,] что институционально должно поменяться с точки зрения инвестиционного климата или с точки зрения получения каких-либо государственных услуг. Как должны поменяться какие-то законодательные вещи, чтобы соответственно стратегия могла реализовываться быстрее. Это могут быть и меры поддержки, например сокращение каких-то налогов. Может быть, вообще не поддержка, может быть, привлечение художников каких-нибудь отлетевших
А. Пчелинцев
Обязательный блок — видение, потом, в зависимости от целей, целеполагание этого общего видения, формируется ряд стратегий. <…> есть такие блоки, которые всегда возникают, например транспортная стратегия
Я. Голубева
Классический набор там: видение, миссия города, стратегическое направление, первоочередные проекты и быстрая победа
Д. Веретенников
Несколько респондентов отмечают отраслевые направления в качестве обязательных блоков: транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, экология, экономика, существующее землепользование
А. Протасевич, И. Курячий
От мастер-планов ожидают конкретизированного будущего городов с четко сформулированной миссией, портрет сегодняшнего и будущего горожанина и обоснованные предложения по социально-экономическому развитию, включая диверсификацию экономики и повышение качества городской среды
С. Георгиевский, О. Грицан
Отличается комплексностью. Позволяет увидеть комплексный образ будущего надотраслевых интересов
А. Финогенов
Мастер-план не должен опираться на существующие нормативные ограничения, он должен быть над ними и быть источником изменений документов
П. Стрелец
Мастер-план нужно постоянно корректировать - макро и микро-ситуация может меняться, и стратегия развития должна изменяться соответственно им. Это как автомобиль, которым нужно рулить, исходя из дорожной ситуации
П. Стрелец

Какое место занимает мастер-план
Разное целеполагание мастер-планирования приводит к тому, что место мастер-плана среди актуальных документов городского развития эксперты видят по-разному. Одни сходятся во мнении, что мастер-план объединяет стратегию социально-экономического развития и генеральный план. Другая группа экспертов видит в мастер-плане стратегию пространственного развития, которая строится на основе стратегии СЭР. Эти позиции фундаментально отличаются друг от друга и требуют различного состава разработки, других кураторов и исполнителей. Различия в иерархии, по мнению некоторых экспертов, зависят от городского контекста: например, убывает ли город или расширяется? На что делается основная ставка в его развитии? Какой объем нового строительства в нем предусмотрен?

Эксперты отмечают, что жесткое регулирование документов планирования двигает процесс разработки в формальную сторону, и высказывают подобные опасения насчет мастер-плана. Сегодня уникальное преимущество мастер-плана в том, что его не регулирует ни один регламент — благодаря чему документ сохраняет гибкость и комплексность. При этом безусловным преимуществом закрепления мастер-плана в законодательстве станет упрощение процедуры торгов, а использование бюджета для разработки документа не будет вызывать вопросов со стороны прокуратуры, как это уже было в Оренбурге.

Цитаты, касающиеся места мастер-плана в системе существующих документов:

Мастер-план должен заменить стратегию СЭР и генеральный план. Стать обоснованием внесения изменений в ПЗЗ
А. Пчелинцев
Потенциально он может заменить генеральный план и СЭР, но это не гарантия, что он будет эффективнее
М. Борблик
Необходимо объединить стратегию СЭР и генеральный план в единый инструмент комплексного стратегического планирования, назвать стратегией развития города или мастер-планом. Но здесь вопрос не к наименованию, а именно к составу и качеству, к формату проработки этих документов. В составе должны быть пространственные и экономические аспекты
И. Курячий
Три независимых документа, где мастер-план — это инструкция по тому, как работать с проблемными моментами
А. Протасевич
Это [мастер-план, стратегия СЭР, генеральный план] не взаимоисключающие документы, они все просто нужны
Я. Голубева
В любом случае стратегия социально-экономического развития — это некоторый основополагающий документ. Дальше мастер-план, конечно. Потому что мастер-план как видение и как формирование общей картины для всех игроков. А генеральный план — это уже отображение отдельных технических деталей со стороны того, что будет строить власть, бюджет
Я. Голубева
Если мастер-план становится техническим заданием для генерального плана, то тут появляется такой скреп дополнительный, который не позволяет размывать эту стратегию, идею генерального плана
А. Цаллагов
Если мастер-план становится техническим заданием для генерального плана, то тут появляется такой скреп дополнительный, который не позволяет размывать эту стратегию, идею генерального плана
А. Цаллагов
Может существовать совершенно самостоятельно от стратегии социально-экономического развития
А. Цаллагов
Стратегия СЭР фиксирует консенсус между властью, местными сообществами и бизнесом, мастер-план придает словам и цифрам пространственное измерение и задает вектор изменений
Л. Изгалина
Поэтому я вижу так: стратегия социально-экономического развития. Далее по ней отрабатывается мастер-план, который, по сути, является стратегией пространственного развития. И уже на основании тезисов этого мастер-плана и некоторых решений уже готовится вот эта техническая документация, генеральный план, правила землепользования и застройки
А. Цаллагов
Мастер-план не должен быть обязательным, чтобы не потерять сегодняшнее предназначение… Мастер-план — это основополагающий документ, исходная документация для разработки других документов
Б. Уллаев

Цитаты о регулировании мастер-плана:

Слишком жесткое регулирование в этом случае будет бессмысленным, ведь у нас уже есть генплан и ПЗЗ
Т. Гук
Сегодня для легитимизации мастер-плана Минстроем России готовится ряд изменений в законодательстве РФ. Планируется разработка и утверждение Стандарта мастер-плана. Техническое задание на мастер-планы туристических территорий утвердила АО „Корпорация развития Туризм.рф"
М. Синичич
В рамках поручения президента России по реновации городов Дальнего Востока утверждены методические рекомендации по разработке (корректировке) планов развития муниципальных образований (мастер-планов)
М. Синичич
Перед закреплением в законодательстве необходимо определить суть мастер-плана и какие документы он может собой заменить. Если мастер-план окажется искусственно созданным, избыточным понятием, это лишь усложнит работу регионам
М. Синичич
При регламентации содержания мастер-плана и порядка его подготовки гибкость процесса мастер-планирования может быть утрачена
С. Георгиевский, О. Грицан

Наблюдается большое количество разногласий между экспертами в принципиальных характеристиках мастер-плана:
Большое количество разногласий вызвано новизной документа и отсутствием реализованного опыта. Однако некоторые тезисы подтверждают все респонденты: эта совокупность может стать основой описания и требований к будущему документу стратегического планирования. Вот эти точки согласия:


  • Необходим общедоступный язык мастер-плана — это его ключевое отличие от генерального плана и стратегии социально-экономического развития.

  • Мастер-план должен стать объединением пространства и экономики.

  • Декларативная функция мастер-плана обязательна.

  • Закладываемые решения не должны ограничиваться полномочиями муниципалитета.
Выводы: плохие и хорошие новости
Сегодня среди экспертов нет общепринятого состава и целеполагания мастер-плана, и более того — есть критичные разногласия, которые не позволяют выступить с консолидированным мнением о его закреплении в законодательстве. Но, возможно, в этом есть плюс: уходит время стандартов и методичек, которое сменяет запрос на гибкость. Однако сперва важно определить, от чьей ценности стоит отталкиваться: попытка скрестить в мастер-плане все упомянутые в исследовании цели приведет к новому огромному и неподвижному документу, разработка которого ляжет на страдающий городской бюджет.

Плохие новости в том, что сегодняшние примеры документа не представляют собой общественный договор — а значит, мастер-план рискует стать нерабочим инструментом наравне со стратегией социально-экономического развития, особенно если будет разрабатываться обязательно, бессознательно и без связки с потребностями местной администрации. Хорошие новости: мастер-план — это уникальная поддержка рынка стратегического планирования, первый инструмент с попыткой выйти к людям и хороший набор упражнений: как сделать гибкий инструмент планирования с высокой зависимостью от центра, как научиться мечтать без ограничения ресурсов и полномочий, как разграничить планирование между регионом и муниципалитетом. И в конце концов — откуда взять столько стратегов?

Однозначно это большой шаг в развитии стратегического планирования в России, но, как и любое действие, чтобы оно стало полезным и осознанным, нам необходима рефлексия. Надеюсь, данная статья стала к этому первым шагом и вы сами задали себе несколько вопросов.

Амбассадор планирования Николай Медведенко
Источники цитат экспертов:
Гук Татьяна. Мастер-план — это инструмент проектирования будущего людей // Проект Россия №100. Пространственное развитие. 2022. С. 18–19. ISBN: 200-0-005582-48-6
Финогенов Антон. Мастер-планы сегодня реализуются на 20–30%, и это хороший показатель // Проект Россия №100. Пространственное развитие. 2022. С. 14. ISBN: 200-0-005582-48-6
Синичич Мария. Каждый мастер-план индивидуален // Проект Россия №100. Пространственное развитие. 2022. С. 13. ISBN: 200-0-005582-48-6
Изгалина Лилия. Мастер-план помогает понять, что нужно, чтобы притягивать и развивать таланты // Проект Россия №100. Пространственное развитие. 2022. С. 22. ISBN: 200-0-005582-48-6
Георгиевский Сергей, Грицан Ольга. Мастер-планирование оказалось весьма востребованным механизмом «перезапуска» городов // Проект Россия №100. Пространственное развитие. 2022. С. 26. ISBN: 200-0-005582-48-6