Мы создаем такие пространства, которые стимулируют это общение. Это видно по другому недавно реализованному проекту —
школе в Домодедово — который мы разработали совместно с компанией «Академпроект», генпроектировщиком и троицкой школы. Там мы тоже сделали небольшой атриум с амфитеатром, и каково же было мое удивление, когда я посетил ее вскоре после открытия и увидел, что атриум заполнен под завязку, все с удовольствием сидят, общаются! Так что эти решения на 100% работают.
Как удается лавировать между СНиПами и СанПиНами и собственно проектными решениями, чтобы сделать школу не конвейером, а пространством, которое учитывает современные запросы школьников? Понятно, что в школе должны быть классы, столовая, туалеты, актовый и спортивный зала. Как определяется дополнительное функциональное наполнение? За 30 лет работы нашего бюро мы имели опыт работы с самыми разными типологиями — жилые, общественные комплексы, музеи, культурные центры, больницы, аэропорты. Школа — одна из самых сложных типологий с точки зрения количества ограничений. Ответы на вопросы, что можно делать, чего делать нельзя, и как все это совместить — сложнейший ребус. Проект в Троицке получился ребусом в кубе. Огромная вместимость, строгие ограничения, да к тому же, изменение нормативов в период проектирования. Все это сложные задачи, и нам нравится их решать.
Что поменялось в нормах? Нормы становятся более гибкими, адекватными времени. Например, до недавнего времени нельзя было размещать актовые и спортивные залы выше второго этажа, и нужно было пытаться уместить их все вместе, в очень ограниченном пространстве.