»

Шашечки или ехать:
как устроена работа транспортного консалтинга

Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport
За последние десять лет число легковых автомобилей в России выросло на 20% и достигло почти 53 млн. А еще мы наблюдаем бум развития СИМ — как аренды, так и приобретения личных электросамокатов. И в мегаполисах, и в небольших городах создаются новые тысячи километров автомобильных дорог. Попытаться управлять призван транспортный консалтинг. О том, как устроена работа этих нишевых специалистов, которые становятся все более востребованными, «кто твой город» рассказывает основатель компании InnovaTransport Алексей Смирнов.

какие задачи решает транспортный консалтинг


Обычно к специалистам по транспортному консалтингу обращаются застройщики и девелоперы, которым необходимо разобраться с транспортной инфраструктурой объекта. Часто они приходят уже с готовым решением — мастер-планом или проектом, им требуется проверить, справится ли существующая система с дополнительной нагрузкой. Особенно важно это в условиях сложившейся городской застройки, где новые объекты могут негативно повлиять на улично-дорожную ситуацию. В таких случаях консультанты проводят анализ и аудит, предлагают корректировки и выполняют моделирование транспортных потоков.

Главная задача эксперта при этом заключается в том, чтобы определить логику функционирования системы на разных уровнях — от масштабов отдельной улицы до целого мегаполиса. Этот подход требует анализа, знания теоретической базы и умения разобраться в международных практиках и возможностях их применения в локальном контексте. Эксперты могут заниматься как локальными задачами — например, корректировкой настройки светофорных циклов и изменением приоритетов на перекрестках, — так и стратегическим планированием развития общественного транспорта, микромобильности и парковочного пространства. Важно, что ни одно решение не существует в вакууме, каждый шаг неизбежно затрагивает соседние сегменты системы. Поэтому критически важные для специалистов по транспортному консалтингу навыки — смотреть на картину широко и прогнозировать влияние последствия решений на несколько шагов вперед.
создать единую систему
Еще одна важная часть работы консультанта — анализ взаимодействия различных видов транспорта. В современной городской среде личный автомобиль, общественный транспорт, такси, каршеринг, велосипеды и средства индивидуальной микромобильности образуют единую экосистему. Поэтому первым этапом работы специалиста всегда становится исследование текущего положения дел: эксперты оценивают транспортные потоки, фиксируют проблемные точки, анализируют динамику дорожно-транспортных происшествий, выявляют причины и сценарии перемещений пешеходов. На основе такого анализа формируются предложения, которые затем проходят проверку с помощью математического моделирования.

Рекомендации могут быть самыми разными — от корректировки схемы движения на перекрестке до изменения порядка въезда на подземный паркинг и выезда с него. Нередко специалисты предлагают перенести зоны досмотра, разгрузки или парковки, предусмотреть отдельные площадки для остановки такси, сервисного транспорта или курьеров. Такие решения позволяют повысить удобство и безопасность пользователей, а также снизить нагрузку на улично-дорожную сеть.

Также может быть предложено изменение схем полос движения на улице: специалисты моделируют новую организацию движения, разрабатывают проект, передают его в реализацию и транспортная система начинает работать эффективнее. Такой инструментарий позволяет не просто фиксировать проблему, но и прогнозировать результат внедрения конкретных решений.
подобрать лекарство
Специалисту необходимо быть готовым разбираться в каждом отдельном кейсе с нуля, отказаться опираться на привычные практики. Определение приоритетов развития транспортной инфраструктуры в разных городах строится на понимании уникальности каждого пространства. Универсальных рецептов здесь не существует: инструменты, которые работают в Москве или Санкт-Петербурге, не обязательно применимы к городам средней величины или малым поселениям. Например, в Тюмени, чтобы снизить количество пробок, потребовалось строительство дополнительной улицы для перераспределения транспортных потоков и снижения нагрузки на существующую сеть, а в Москве аналогичная ситуация решается стратегическим акцентом на общественный транспорт.

В мегаполисах, как правило, нужны масштабные проекты, связанные с развитием метрополитена, внедрением выделенных полос для общественного транспорта, платным парковочным пространством, тогда как в небольших городах важнее сконцентрироваться на локальных решениях, таких как улучшение работы наземного транспорта или организация безопасных пешеходных переходов. Например, это может быть установка делинеаторов — специальных стоек или барьеров, которые помогают организовать движение, а также развитие велоинфраструктуры с использованием дорожной разметки или ограничителей. Задача эксперта — подобрать «лекарство» для конкретной городской системы, основываясь на ее особенностях и симптомах проблемы.
не разозлить горожан
Конечно, главная сложность для всех российских городов в настоящий момент — это высокая автомобилизация. Исторически сложившаяся зависимость от личного транспорта привела к перегруженным улицам, пробкам и дефициту парковочного пространства. Изменить ситуацию можно лишь через развитие качественного и доступного общественного транспорта, однако эта задача сопряжена с множеством сопутствующих проблем: поиском ресурсов на обновление парка, внедрением современных билетных систем, формированием пересадочных тарифов, расширением сети выделенных полос. При этом зачастую важно специально выстраивать систему таким образом, чтобы поездка на личном автомобиле в центр города становилась менее удобной, чем использование общественного транспорта. Для достижения этих целей в ход идут механизмы регулирования — от введения платных парковок и ограничения стоянки до цифрового администрирования транспортных потоков.

Не менее значимой проблемой является сопротивление изменениям. Для жителей транспортная система — это привычная и понятная среда, и любое вмешательство воспринимается как вторжение в личный комфорт. Задача консультанта в этом контексте не только разработать технически грамотное решение, но и убедительно показать пользователям его преимущества. Важно найти понятные аргументы и наглядно продемонстрировать, что новая модель принесет больше плюсов, чем минусов. Например, если вводятся новые маршруты и пересадки, необходимо показать, что поездка станет быстрее, ожидание автобуса сократится, а пересадки либо будут удобнее, либо вовсе не потребуются. При изменении тарифного меню важно подчеркнуть, что поездки станут дешевле. Ключевые критерии успеха здесь интуитивность и прозрачность предлагаемых изменений: человек должен ясно понимать, почему система работает именно так и каким образом она упрощает его повседневные перемещения.

Таким образом, транспортный консалтинг сегодня это не просто аналитика и проектирование, а инструмент стратегического развития городов и взаимодействия с их жителями. Он сочетает научные методы с глубоким пониманием локального контекста и направлен на создание городской среды, где передвижение безопасно, удобно и экологично для всех категорий населения. Состав работ зависит от конкретного объекта и задачи и может включать анализ и аудит существующей системы, предложения по корректировке проектов и документации, внедрение математического моделирования транспортных потоков и разработку рекомендаций по повышению транспортной доступности территории. В зависимости от типа документа и заказчика результаты работы могут быть интегрированы в проектную документацию объекта капитального строительства. В случае мастер-плана формируется отдельный транспортный раздел, где анализируется существующая инфраструктура города и предлагаются меры по улучшению транспортной доступности в связке с другими решениями плана. Реализация предложений осуществляется заказчиком — застройщиком или городской администрацией — с использованием бюджетных или внебюджетных средств. Для крупных инфраструктурных проектов, например развития трамвайной линии, может применяться государственно-частное партнерство (ГЧП) или концессии, при этом важно тщательно изучать условия контрактов и предложения концессионеров.