Познакомьтесь с человеком, который сделал лучшие граффити в Троицке
Андрей Redkrios
Художник, создатель граффити
Я живу в Троицке около 10 лет. Место выбрал почти случайно, недалеко живут родственники. Первое впечатление — хороший, чистый, маленький город. Изменений за это время особых не замечаю, нечасто здесь нахожусь — работаю в Москве.

Примерно столько же, сколько живу в Троицке, я занимаюсь граффити. 10 лет назад мне захотелось рисунки, которые до этого были только на бумаге, нарисовать на стене. Сначала повторял простые наброски из альбома, потом посложнее. В какой-то момент появились хорошие эскизы, мы с другом подумали, что можно пойти в ЖЭК и предложить сделать граффити. Так и получилось.

В ЖЭКе спросили, сколько будет стоить работа. В итоге каждый из нас, а нас было пятеро, за три дня получил по тысяче рублей. Еще нам заплатили за материалы. Но это не главное, главное, что появился первый рисунок — Тоторо.
ТОТОРО
Обычно идея для граффити приходит, когда видишь место. Граффити с Тоторо я сделал в своем дворе. Существует несколько вариантов нанесения рисунка, все зависит от поверхности. Если стена большая, то приходится рисовать или с помощью проектора, или с помощью нанесения сетки. Обычно делается наметка всего контура рисунка, потом фрагменты поочередно заливаются краской. Но в этом случае мы обошлись без всего: просто начали рисовать. Тоторо — достаточно простой рисунок. Основную часть мы наносили акриловой краской с помощью валика, для деталей использовали аэрозоль. Нас было пятеро: я и мои друзья. Мы не особо торопились, вся работа заняла три дня.
Я помню первую реакцию на рисунок. Мы начали с того, что стали закрашивать фон черным. Тогда приехала полиция — ее вызвала бабушка, которая сказала, что мы какой-то фигней занимаемся, все очень плохо и ей не нравится. У нас была бумажка о том, что можно вести работы, так что никаких проблем это не повлекло.
Конечно, потом люди начали фотографировать — было видно, что им нравится.

За реакцией в интернете я не особо слежу, но когда в прошлом году мы восстанавливали граффити, люди подходили и благодарили. Подбежала маленькая девочка и сказала, что получается красиво.
ИСТОРИЯ ИГРУШЕК И ДРУГИЕ
Раньше мы работали в паре с другом. Как-то раз Никиту пригласили поучаствовать в конкурсе. Нужно было предложить свой эскиз, а победившему отдавали большую стенку под роспись. Тему рисунка не ограничивали, и нам захотелось сделать «Историю игрушек», потому что в месте для росписи была детская площадка. Конкурс мы не выиграли, но эскиз нам по-прежнему нравился — так получилось второе граффити в Троицке.
Еще мы расписали кирпичную горку на Сиреневом. Никита пришел в администрацию, предложил идею. Мы сделали несколько эскизов, в том числе птичек, которых в итоге выбрали. В качестве альтернативы были еще живописные картинки, составленные из геометрических форм.

Кодовое слово последнего граффити — семья. До моего рисунка там был изображен схожий сюжет. Мне хотелось сохранить тему, но сделать что-то другое. Придумал пять-шесть эскизов, согласовал с отделом архитектуры администрации Троицка. Некоторые не подошли из-за цветов, некоторые, потому что у них был более «комиксный» стиль. В итоге остановились на иллюстрации французского художника, которую я просто перевел. На граффити ушло пять дней. В среднем, создание подобного граффити обходится в 2 тысячи рублей за квадратный метр.
ИЗ ХОББИ В РАБОТУ
Сейчас граффити — это и мое хобби, и работа. Обращаются за разными рисунками: кто-то открывает фитнес-клуб и хочет роспись стены, а кто-то хочет освежить интерьер на кухне. Из большого, в чем я недавно поучаствовал, было создание стены Парка Юрского периода в московском «Диснейленде». Иногда участвую в фестивалях. Это интересно и необременительно: приехал, порисовал, уехал. В сентябре был на веганском фестивале где-то около Курска.

Работу начинаю обычно с создания эскиза, согласовываю с заказчиком, не всегда это получается с первого раза. А когда обо всем договариваемся, закупаю материалы. Работаю в основном с аэрозольной краской зарубежных производителей.

Создание граффити занимает, в среднем, пять дней работы. Но один проект площадью 1800 квадратных метров я делал четыре месяца.
Обычно я не отслеживаю реакции на свои работы. Есть картинка, она мне нравится — для меня это главный результат.
Сейчас мы начали проект Redkrios — это будет youtube-канал, куда мы будем выкладывать процесс создания каждого граффити.
О СМЫСЛЕ ГРАФФИТИ
Мне нравится, что граффити можно вписывать в любую архитектуру, в любую форму. Есть любая плоскость — значит, на ней может быть граффити. Сюжет всегда найдется. Я стараюсь ориентироваться на контекст, на то, что вокруг.

Граффити может быть еще и функционально полезным. Есть пример бизнес-центра, в котором были просто серые стены, мы захотели вписать графику с изображением города, Живописного моста и схематичной линией метро. В итоге появились направляющие линии, которые ориентировали людей, куда идти.

Граффити — это комбинация всего. Можно использовать его по-разному: в рекламных целях, как бизнес, как искусство, как хобби.
Граффити — недолговечное искусство. Раньше, когда я с этим сталкивался, было обидно. Сейчас стал проще относиться. Иногда я делаю рисунки для себя, там, где точно никто не увидит и не испортит. В Троицке они тоже есть.
Мне нравится, что граффити можно вписывать в любую архитектуру, в любую форму. Есть любая плоскость — значит, на ней может быть граффити. Сюжет всегда найдется. Я стараюсь ориентироваться на контекст, на то, что вокруг.

Среди тех, кто мне нравится могу отметить нескольких художников, например, Sofles и D O E S но не все по части граффити: например, есть иллюстратор Макс Грецке.

Сейчас с созданием в Москве граффити все обстоит сложно. Представители владельцев здания, жителей и арендаторов должны одобрить появление рисунка. Один эскиз должен пройти пять инстанций, и чаще всего это не получается.
ПРО ЗАДУМКИ
Я бы с удовольствием сделал в Троицке еще большой проект. Например, расписал бы все трансформаторные подстанции на Сиреневом, Октябрьском, в Солнечном. Сейчас они где-то перемазаны краской, где-то закрашены серой. На каждой из них я бы предложил сделать свой рисунок.

Еще можно было бы расписать один торец или фасад дома полностью. Это может быть необязательно высотное здание. На фабрике, например, сеть старое кирпичное двухэтажное. Я на него часто засматриваюсь.
Беседовала Лена Верещагина
Фото Кристины Киссер и из личного архива героя