Новости

Как прошел первый конкурс малых городов для Дальнего Востока

В конце апреля подвели итоги I Всероссийского конкурса лучших проектов комфортной городской среды для населенных пунктов Дальневосточного федерального округа (ДФО). В первом этапе конкурса было определено 32 победителя.

Отдельный конкурс для макрорегиона проводился впервые: в 2022 году после Восточного экономического форума для ДФО были выделено дополнительно 10 млрд рублей на благоустройство. Специально для макрорегиона были расширены категории участников конкурса, а также введены новые правила распределения денежных премий из федерального бюджета. В новом конкурсе разрешили участвовать малым городам до 250 тыс. человек, а также городским и сельским населенным пунктам от 5 тыс. человек

Была введена новая система распределения денежных премий из федерального бюджета: для каждого размера премии было установлено максимальное количество победителей (от 50 млн рублей до 300 млн рублей для двух победителей).

Почему для регионов ДФО были введены новые правила, мы спросили у Галины Пивовар, экс-руководителя практики АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

— Отдельный конкурс было решено проводить в том числе из-за текущей ситуации с благоустройством дальневосточных городов. Разрыв в качестве городской среды и существующих практиках благоустройства хорошо иллюстрируется средним баллом Индекса качества городской среды: 160 баллов в среднем по ДФО против 184 баллов в среднем по России. Но при этом было важно адаптировать общероссийские правила к макрорегиональной специфике.

Система расселения Дальнего Востока активно развивалась в XX веке. Индустриально-освоенческий тип работы с территорией привел к организации большого количества «поселков городского типа» (пгт) — такой статус присваивался многим населенным пунктам, в том числе и с населением свыше 10 тысяч человек. Одновременно разреженность системы расселения приводит к тому, что такие пгт становятся центрами районов и обслуживающими опорными пунктами крайне обширных территорий. Таким образом, они де-факто выполняют городскую функцию, и важно было дать им возможность равноправного с малыми городами участия в конкурсе, тем более что и в численности населения нет принципиального расхождения.

Поэтому в конкурсе дали шанс всем населенным пунктам, выполняющим городские функции. Особенно важным такое решение, в силу огромных территорий и специфики расселения, оказалось для Якутии, Бурятии и Забайкальского края.

Увеличение размеров грантов — это большая возможность и удача для дальневосточных городов, которой, я очень на это надеюсь, они сумеют достойно воспользоваться. Предпосылкой для такого решения стали несколько факторов.

Во-первых, сейчас идет разработка мастер-планов для всех городов макрорегиона свыше 50 тыс. жителей, а также Тынды и Северобайкальска. В мастер-планах явно кристаллизовался запрос на масштабные и комплексные проекты, но кроме этого получилось выявить первичные концептуальные решения и основания для их системной реализации. Иными словами, проект городской среды уже выглядит не как отдельная инициатива, а как часть реализации масштабного плана по работе с городом. Конечно, такие решения могут быть более дорогостоящими.



Во-вторых, для нас было важно правильно отреагировать — после оценки ситуации — на более высокую стоимость реализации проектов на Дальнем Востоке. Ситуация крайне неравномерна по региону, но на значительной части территории ДФО мы наблюдаем более высокую стоимость стройматериалов, логистические ограничения и короткий строительный период. Например, в Забайкальском крае усредненные затраты на строительство в среднем в 1,2 раза больше, чем в Московской области. При этом статистика собирается по самым базовым позициям; отдельные, уникальные МАФы просто недоступны для ДФО. Эта тема еще нуждается в значительной проработке: необходимо осмыслить применение локальных материалов и проводить работу с реестром местных производителей, повышать их компетенции. Есть надежда, что с помощью конкурса можно сделать первый шаг в эту сторону.

Лично я, несмотря на то, что являюсь адептом научного подхода и точно понимаю разницу в экономических возможностях населенных пунктов разной численности, одновременно уверена: качество управленческих решений и профессионализм местных команд — не меньший фактор успеха. Поэтому сегодня у сильных команд на руках все карты. В первую очередь, географические. Надеюсь, что команды из ДФО сумеют не только подготовить красивые заявки, но также и выстроить устойчивую, качественную систему реализации и эксплуатации новых общественных пространств.

О заявках и возможностях реализации общественных пространств мы спросили одного из экспертов конкурса — Александра Панина, управляющего партнера проектно-исследовательского центра «Картфонд».

— В ДФО всегда в среднем было очень мало победителей Конкурса. Что вы можете сказать о качестве заявок на специальный конкурс для ДФО?

— В отличие от городов центральной России или Поволжья, где хорошо заметен дефицит пространств для благоустройства, города ДФО в самом начале пути. Поэтому всё, что было представлено, нужно городам и горожанам. Из-за сжатых сроков действительно не все смогли качественно подготовить материалы. Но, думаю, ситуация с качеством на следующем этапе заявочной кампании выправится. Бесполезных проектов, которые не нужны городу/селу, точно не было!

Если говорить о лидерах конкурса, то я бы выделил Республику Саха (Якутия) и Амурскую область. Заявки из этих регионов показались мне одними из наиболее проработанных. Думаю, что это можно связать с наличием в этих регионах сильных центров компетенций: Республика Саха (Якутия) уже несколько лет успешно участвует и во Всероссийском конкурсе и привлекла финансирование на проекты во многих городах, например, в Покровске, Нюрбе, Олекминске, Мирном и пр. Надеюсь, что специальный конкурс даст начало развитию центров компетенций и в других регионах ДФО.

— А если говорить о будущей реализации проектов? Одной из проблем участия во Всероссийском конкурсе регионов ДФО было низкое качество реализации конкурсных проектов. Заявки на специальный конкурс были подготовлены в очень сжатые сроки — чего можно ожидать от их реализации?

— Это действительно узкий момент. В ДФО более высокая стоимость реализации: дефицит стройматериалов, логистика и транспортные расходы, узкий рынок местных строительных компаний. Но вместе с тем и размер дальневосточного гранта существенного выше — можно надеяться, что это отчасти поможет решить существующие проблемы.

Кроме того, регионы ДФО всерьез озабочены вопросами благоустройства городов. Они пытаются переосмыслить свои центры компетенций и обещают повысить внутренний контроль за реализацией. Также довольно плотно включены в процесс поддержки Минстрой и Миндальвосток России: активно и неформально помогают муниципалитетам, проводят обучающие семинары, делятся лучшими практиками и т. д. Скоро мы увидим первые результаты, лично я надеюсь на позитивный сценарий.
Дарья Шубина