Метро в Тро.
Что говорят разработчики проекта
«кто твой город» поговорил про самую обсуждаемую тему года и города с Ольгой Панкиной, начальником мастерской развития пассажирского транспорта Института Генплана Москвы.
Про смысл метро в Новой Москве
Институт Генплана Москвы разрабатывает как Генплан Троицка, так и проект планировки новой линии метрополитена. Это дает вам комплексное видение? Или выявляет конфликтные вещи?

По Генплану Москвы к 2035 году на присоединенных территория будет жить больше 1,5 млн человек. Это целый город. Мы должны оценивать развитие транспорта с учетом прогнозных пассажирских потоков как для межрайонного сообщения, так и связи с Москвой в ее старых границах. Во многом это зависит от роста количества рабочих мест в ТиНАО, от того, сколько людей будет выезжать в Москву и другие районы Московской области, а сколько — будут «оседать» на территории.

Сложившиеся связи [от изменения административных границ] ведь никуда не исчезают, они довольно устойчивы.

Институт Генплана Москвы разрабатывает как Генплан Троицка, так и проект планировки новой линии метрополитена. Это дает вам комплексное видение? Или выявляет конфликтные вещи?

По Генплану Москвы к 2035 году на присоединенных территория будет жить больше 1,5 млн человек. Это целый город. Мы должны оценивать развитие транспорта с учетом прогнозных пассажирских потоков как для межрайонного сообщения, так и связи с Москвой в ее старых границах. Во многом это зависит от роста количества рабочих мест в ТиНАО, от того, сколько людей будет выезжать в Москву и другие районы Московской области, а сколько — будут «оседать» на территории.

Сложившиеся связи [от изменения административных границ] ведь никуда не исчезают, они довольно устойчивы.

Порядка 45% людей все равно выезжают в Москву в старых границах, тратя 2,5 часа на поездку от жилья до места работы. Эту проблему надо решать.
Поэтому у нас две задачи — обслужить местное население и не ухудшить транспортное обслуживание районов старой Москвы, не перегружать действующую сеть. Это можно сделать путем сооружения новых линий метрополитена и [развития] скоростного транспорта.

Расчеты показали, что помимо продления двух действующих линий [метро] — Сокольнической (в Коммунарку) и Калининско-Солнцевской линии (в Рассказовку и далее до аэропорта Внуково) — в ТиНАО должны прийти две новые линии, которые увеличат провозную способность сети.

Поэтому сначала мы определяем стратегию развития транспортной системы – требуемое количество линий, их принципиальное положение в плане города, интеграцию в действующую сеть, взаимодействие с другими видами транспорта, потом переходим к следующей стадии — разработке градостроительной документации.

Как вы определяете, как пройдет новая линия метро, как далеко она должна зайти, сколько должно быть станций?

Вначале выявляется потребность — в зависимости от планировочной структуры рассматриваемых территорий, размещения существующих и проектируемых жилых районов, объектов общегородского значения, мест приложения труда, намечаются территории, где с точки зрения удобства подхода, подъезда было бы оптимально разместить станции, проложить линию.

Затем, на основе комплекса градостроительных, технико-эксплуатационных, инженерно-технических показателей, а также условий последующего строительства линии и станций с учетом всех имеющихся ограничений оценивается возможность реализации того или иного варианта. Очень часто именно эти ограничения определяют единственно возможный вариант.

Один из главных принципов проектирования любой транспортной системы – взаимосвязанные решения по каждому виду транспорта. Система пересадочных узлов, обеспечение удобных пересадок должны давать людям разные оптимальные пути следования при движении по городу.
Именно поэтому изначально мы стараемся трассировать линии в створе транспортных коммуникаций, не разрезая территории жилых кварталов.
Вопрос экономии затрат времени на поездку — также один из главных. Важно, с какой скоростью человек сможет перемещаться, каковы будут общие затраты времени на поездку по городу с учетом подхода, ожидания наземного пассажирского транспорта, подъезда к метрополитену, поездки на метро.
Есть предположение, что новая линия метро не сократит время поездки до Москвы.

Мы просчитывали эффект от сооружения этой линии. Сейчас люди ждут автобусы, садятся в переполненные, едут в общем потоке, доезжают до метро – теперь до Сокольнической линии, а до недавнего времени до станции «Теплый стан». В часы пик всегда были проблемы, особенно на подходах к МКАД со стороны ТиНАО, сейчас, конечно, лучше,

но ехать 10–15 км на автобусе до ближайшей станции метрополитена не может быть нормой для каждодневных поездок на работу.
Время подхода к остановке, ожидания, поездки на наземном транспорте – это уже 40–60 минут, пересадка на метро — еще 5–7 минут, поездка до центра города, где можно пересесть на другую линию, — еще порядка 30 минут. Фактически получается около полутора-двух часов минимум.

При появлении линии в среднем для жителей ТиНАО существенно сократится дальность подъезда к станциям на наземном транспорте, это самый главный фактор. Скорость метро составляет порядка 45 км/ч, и то расстояние, которое преодолевается на автобусе, можно будет проехать гораздо быстрее. Экономия затрат времени на комплексную поездку будет составлять от 20 до 50 минут, время, затраченное на поездку на метрополитене из Ватутинок или города Троицка до центральной части Москвы, составит порядка 40 минут.

Возвращаясь к вопросу о прохождении линии..

Присоединенная территория ТиНАО огромная: есть плотная зона первого пояса, включая Коммунарку, поселения со сложившимися СНТ, частной жилой застройкой, проектируемыми жилыми массивами с многоэтажной застройкой, городской округ Троицк… Охватить всю территорию одной линией метрополитена практически невозможно, поэтому трассировка первой линии, которая придет в ТиНАО, предусмотрена вдоль условной планировочной оси ТиНАО, Калужского шоссе. При этом мы понимаем, что в своем проекте планировки должны предусмотреть организацию удобного подвоза. Кому повезет, будет жить вблизи станции.

Мы стараемся прокладывать трассу в едином транспортно-инженерном коридоре. Проектирование новой линии ведется по отдельным участкам. От станции «Коммунарка» до конечной станции в Троицке 14,5 км и порядка 6 станций. Трассировка предполагает продление линии от станции «Ватутинки» на один перегон в Троицк. Это вопрос, с которым мы придем к жителям для обсуждения.
Три главных вещи, которыми вы руководствуетесь при размещении станций?

Первое — ищем возможность размещения станций в местах концентрации населения. Мы стараемся предоставить наибольшему числу людей пешеходную доступность станций, это очень удобно.

Каков радиус пешеходной доступности?

Есть нормативные цифры, порядка 700 метров от вестибюлей. Для станций, расположенных в центральной части города, это расстояние меньше и составляет 500 метров. Несмотря на то, что нормативы не пересматривались, мы понимаем, что сейчас люди ходят и на более дальние расстояния – нормальной считается дальность подхода до 1,2 км.

Вторая и третья?

Второе — организация подвоза. Если станция размещается вдоль магистрали, то ее положение, как правило, предусматривает приближение к пересечению с поперечной улично-дорожной сетью, при этом один из вестибюлей будет работать на подвоз маршрутами наземного транспорта из удаленных районов, а другой — непосредственно на прилегающую территорию.

Третье — это все ограничения с учетом существующей и проектной ситуации, которые могут отсеивать многие пожелания.

Про линии и станцию в Троицке

Каков статус по Коммунарской линии метро сейчас?

Сейчас ведется разработка проекта планировки территории новой линии метрополитена на участке от станции «Столбово» до города Троицка, который предусмотрено вынести на общественные обсуждения.

В соответствии с Генеральным планом Москвы новая линия метрополитена планировалась до Красной Пахры. Но при разработке проекта планировки была оценена необходимость и целесообразность ее трассировки на такое расстояние. Дело в том, что в районе Троицка размещение трех станций совершенно не обосновано — прогнозная загрузка каждой из них слишком мала для того, чтобы серьезно говорить о строительстве таких дорогостоящих объектов. Поэтому проектом предлагается размещение здесь только одной станции, которая будет работать на пассажиров прилегающих районов города.

Каковы нормативные показатели для загрузки каждой из станций?


Нормативных показателей по загрузке станций нет. Мы ориентируемся на пиковые нагрузки, которые формируются в утренний и вечерний часы пик: нормально, если станция обслуживает порядка 5–10 тысяч пассажиров. Но если речь идет о 1-1,5 тысячах, то это не совсем метрополитен. С такими пассажирскими потоками смогут справиться другие виды транспорта.

Когда мы принципиально определили положение линии с учетом организации подхода, подвоза, то поняли, что тянуть ее совсем далеко не получится. В Красную Пахру и далее мы не пойдем.
Сейчас у нас получается так: доходим до «Ватутинок», пересекаем Калужское шоссе, выходим в створ Октябрьского проспекта и останавливаемся.
Как определялось место станции?

Концептуально удобно, когда метро рядом, но всегда надо оценивать возможности. Мы выходим к Ватутинкам, местоположение станции искать сложно. Здесь уже есть сложившаяся застройка Троицка. С другой стороны, запроектированная застройка (речь о поле ВИЛАР напротив мкр. «Изумрудный» — прим.ред) и масса коммуникаций. Сейчас станция «Ватутинки» предполагается справа от Калужского шоссе, в районе будущей застройки. Это основная станция, которая примет на себя пассажиров других территорий. Вдоль Калужского шоссе она первая, основной подвоз будет именно к ней.

Теперь что касается продления на один полигон. Идея следующая: станция вдоль Октябрьского проспекта локальная и должна работать только на пассажиров непосредственно этой территории, города Троицка. Даже для северной части города станция будет неактуальной, менее интересной, так как они будут подходить или подъезжать к станции «Ватутинки».

Станция в Троицке — это локальная станция, к которой не предусматривается дополнительного подвоза. Его невозможно и не нужно делать.

Где будет транспортно-пересадочный узел?

Мы разрабатываем предложения по транспортно-планировочной организации прилегающих территорий у каждой станции. Проект планировки предусматривает размещение требуемых фронтов посадки и высадки пассажиров: мы закладываем необходимые параметры исходя из прогнозной загрузки, чтобы сформировать удобный пересадочный узел, который включает пешеходные внеуличные переходы, галереи для организации удобного прохода к вестибюлям станции, разворотные площадки для наземного пассажирского транспорта, перехватывающие паркинги и т. д. Впереди нас ждут общественные обсуждения, люди это увидят.

Локальная станция в Троицке не предусматривает перехватывающей парковки, она будет работать на локальную территорию. «Ватутинки» — другое дело, там задействованы поперечные связи для маршрутов наземного транспорта.
Как появление новой станции метро отразится на сложившейся застройке? Что будет с городом?

Чтобы трассировка рассматриваемой линии не осложнила жизнь людям на отдельных участках, она пройдет под землей. В частности, в районе города Троицка — от Ватутинок линия пересекает Калужское шоссе и далее предусматривается к трассировке вдоль Октябрьского проспекта в подземном исполнении, по-другому не получится.
Это позволит при массе существующих ограничений пересечь коммуникации, шоссе и выйти в створ Октябрьского проспекта с размещением станции и тупиков, не задевая жилые дома.
Планируются ли изъятия земель?

Прохождение линии под землей не подразумевает изъятие. Изъятие необходимо для размещения наземных объектов капитального строительства.

Конкретное место для размещения станции определено?


Станционный комплекс можно разместить вдоль Октябрьского проспекта. Это ориентировочная ось, подземные вестибюли предусмотрено совместить с пешеходными переходами и организацией выходов (лестницы, лифты) на поверхность на обе стороны проспекта.

Вокруг станции метро неизбежно появляются парковки, остановки, киоски. Есть понимание, как это будет устроено в Троицке?

В районе станции «Троицк» ничего глобального не произойдет. Здесь нет территориального резерва, чтобы развернуться с размахом. Но здесь этого и не нужно делать.

Еще раз. Эта станция — конечная, только для жителей Троицка. Транспортно-планировочное решение предусматривает со стороны школы организацию разворота для подвижного состава наземного транспорта, пешеходный переход, светофорный объект, выходы из метрополитена. На стадии проекта планировки мы закладываем зоны для размещения объектов. На стадии разработки проектно-сметной документации происходит проектирование непосредственно в границах выделенных зон.
Про сроки и обсуждения
Когда метро придет в Троицк?
Сроки строительства и этапность реализации объекта — это вопросы, не входящие в нашу компетенцию. Сейчас вышла новая адресно-инвестиционная программа, которая определяет финансирование объектов, в том числе — метрополитена, предусмотренных к строительству в ближайшие годы. Последней АИП (от 15 октября 2019 г. №1323-ПП) предусматривается разработка проектно-изыскательских работ, сооружение и ввод в эксплуатацию в период до 2023-2025 годов.

А каковы сроки принятия окончательного решения по трассировке и обсуждению с жителями?

Мы пока не владеем этой информацией. Для территории ТиНАО в соответствии с законодательством представление проекта планировки линейного объекта на публичные слушания по линейным объектам не является обязательным условием его разработки. Но есть решение — жителей проинформировать обязательно. Общественные обсуждения предполагают именно обсуждение, чтобы мы смогли услышать мнение жителей, потребности людей, пожелания, более точно определить и возможные проблемы, опасения и риски.

Сейчас кажется, что город разделился на две примерно равные части: за захождение метро в город и против. О чем говорит эта поляризация мнений вам как проектировщику?
Я не знаю, как настроены жители города Троицка.
Как правило, люди всегда хотят, чтобы жизнь улучшилась, например, чтобы они тратили меньше времени на дорогу, метрополитен рядом – это удобно и престижно. Но желательно, что бы стройка велась где-нибудь подальше от своего дома, люди боятся рисков. Это понятно.

Но нужно понимать, что метрополитен – это надежно, это гарантированная поездка в любую часть города с минимально возможными затратами времени. Я бы не сравнивала его ни с какими другим видом транспорта.
Беседовала Лена Верещагина, оформление – Витовт Копыток