ИНТЕРВЬЮ
«Мы-то знаем, что средой можно воспитывать»
Валерий Лотов. Человек,
который придумал Сиреневый бульвар
ИНТЕРВЬЮ
«Мы-то знаем, что средой можно воспитывать»
Валерий Лотов. Человек,
который придумал Сиреневый бульвар
Тот, кто вырос в Троицке, знает, что у него «дома» есть флюгер, причудливый памятник с очками, лестница на площади с большим кругом посередине... И солнечные часы.

О чем думали люди, которые создали вещи, ставшие нашей идентичностью? Зачем изо всех сил старались сделать типовые проекты нетиповыми? Как они представляли себе завтра, которое стало нашим сейчас? И получилось ли по правде то, о чем они мечтали?

«кто твой город» поговорил с Валерием Лотовым, который придумал и дважды спроектировал Сиреневый бульвар.
Начало
Я окончил Московский архитектурный институт с отличием, учился у Юрия Павловича Платонова [главный архитектор РАН, культовая фигура советской научной архитектуры – прим.ред]. Через три года вступил в Союз архитекторов. Потом Платонов, будучи главным архитектором ГИПРОНИИ, вспомнил обо мне и позвал в мастерскую в Троицк. Вначале я делал макет коммунально-складской зоны в южной части города. Потом меня отрядили на проектирование детского сада в микрорайоне «Б», потом мы с Банитом [Владимир Банит, архитектор, руководитель мастерской №11 ГИПРОНИИ – прим.ред.] проектировали школу №5. Начали делать больницу РАН, чуть позже – баню, разрабатывать центр в микрорайоне «В», где я делал Торговый центр. Потом занялся Сиреневым бульваром.

Когда строили микрорайон «Б», кругом был лес. По нему проходила просека. Грязная, с дорогой для таскания леса. [К середине 1980-х] микрорайон, которым занимались Банит и Щусев, был почти окончен, но повсюду были зияющие окна. По просеке решили проложить бульвар.
Бульвар для микрорайона
Создание Сиреневого бульвара можно разделить на два этапа. Первый этап начался, когда мы в ГИПРОНИИ нарисовали достаточно общую его схему. Бульвар не должен был пересекаться транспортом ни в одном месте, он был связующим между существующей Центральной улицей и будущим Октябрьским проспектом, который начали делать где-то в 1983 году. Идея была еще и в том, чтобы замкнуть на него все пешеходные пути, лежащие в застройке микрорайона.
Проект бульвара мы не согласовывали нигде, просто проектировали и рассчитывали, что дома вокруг зададут его матрицу. Так, бульвар складывался с учетом благоустройства домов микрорайона «Б».
Это было относительно против правил. Финансирование было государственным, поэтому мы ухитрились связать все в единую сеть.

Хотя и были мнения, что грибы растут на этой просеке (и они, действительно, там росли), в целом все были «за» [строительство бульвара]. Интеллектуальный уровень населения был очень высоким.

Сначала это был просто бульвар микрорайона «Б». Я не знаю, кто придумал название «Сиреневый». В первом исполненном варианте никакой сирени не было. Мы очень аккуратно пытались сохранять ближайший лес, потому что зеленый контингент Троицка был очень силен. Они поднимали шум сразу. Мы всячески стремились вырубить как можно меньше. Застройка велась «в паутине берез» (это фраза архитектора Метаньева).

Сирени и липы появились только в 1986 году, когда заказчиком проекта реконструкции бульвара был уже ФИАЭ имени Курчатова [ныне ТРИНИТИ – прим.ред.]. В выборе деревьев принимали участие специалисты Тимирязевской академии. Было заказано порядка двух тысяч растений, но посажена только часть.
(Не)типовые проекты
Нам все говорили: «Вот, научный центр, что вы все время выдумываете
При проектировании объектов общественного назначения возникали всевозможные коллизии. Общей тенденцией в Советском Союзе было применение типовых проектов. Мы все время, что называется, крутили хвостами. И нам все говорили: «Вот, научный центр, что вы все время выдумываете!». Например, так спроектировали бассейн в детском саду №2 на бульваре.

Изначально в центре здания был холл. Я подумал: почему бы здесь не обучать детей плаванию? Но когда начали проект с бассейном согласовывать, в ответ нам говорили: «У вас типовой проект, вы не имеете права ничего менять». Мы клянчили, четыре раза ездили. Потом, из-за того, что долго согласовывали, нам даже хотели перенести строительство. Поехали еще раз. Смотрим, там сидит не начальница, а ее заместительница. Я ее спрашиваю: «А у вас дети есть? Хотели бы, чтобы их до семи лет обучили плаванию?». Она говорит: «Да». «А почему вы не подписываете?». «Нас накажут». Я говорю: «Если бы начальница ваша подписала документы и мы построили, что бы было ей за это в будущем? Десятки родителей ее бы добром вспоминали». Она говорит: «Но сначала, наверное, выговор бы дали». Я говорю: «Ну и что, что выговор?». Она, все же колеблясь, взяла ручку и подписала.
Мы сочиняли, каким образом представить, что школа №5 типовая, но на самом деле от типовой камня на камне не оставить. И нам говорили, когда согласовывали: «Где это вы нашли такой сложный типовой проект?».

В Советское время мы не могли сделать отдельный «Детский мир»: мог только ЦНИИЭП [Центральный научно-исследовательский институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий – прим.ред.], а нам не разрешали. Поэтому мы сделали дом, а от него как бы переходик к пристройке, которая на самом деле была отдельным зданием.
Поворот
Сейчас это незаметно, но бульвар имеет поворот. Мы начали прокладывать и почти уткнулись в жилой дом Б-15 краем бульвара.

Я тогда целую ночь вообще не спал! Убирали все аккуратно и осторожно, это особо не афишировалось. Ссылались на то, что сети надо делать. Почему-то и в Союзе, и в России, сети — это всегда табу.

Постепенно все вырисовалось, бульвар стал заметным. Было запроектировано продолжение Сиреневого на ту сторону Октябрьского. По бульвару в лесной зоне мы бы смогли пройти почти до Заречья.

Первоначально заказчиком была Академия наук, потом ФИАЭ. К некоторым жилым домам имел отношение ИЯИ. В 1987 году бульвар был сделан где-то на 80%. Дальше деньги закончились, и все было заброшено.
Спустя 20 лет
Через двадцать лет к бульвару вернулись. Тогда все выглядело обыкновенно, серенько, «нормально». В 2007 году была проделана реконструкция бульвара, но, к сожалению, примерно на треть не окончена.

Мы считали, что реконструкция — это улучшение. Запроектировали укладку новой плитки. Добавили два фонтана, более комфортные курдонеры, настоящую площадь перед «Книжником» (тогда она была в ужасающем состоянии, чего стоили только плиты метр на метр). Нужно было почистить фасады, добавить декоративные элементы. Все это было включено в проект.

Вопросов к проекту не было. Нам доверяли. Но, безусловно, небольшие предложения были. Было предложение сделать один сквозной проезд в районе Сиреневого, 15. Но получалось так, что въезд в один двор осуществлялся через пешеходную зону соседнего. Мы выступили против. Бульвар остался абсолютно пешеходным. И для людей это по-прежнему замечательно.

С января 2007 года над Сиреневым бульваром работала команда из пяти архитекторов. Три-четыре месяца делали, составили смету, потом дорабатывали, в процессе работы и авторского надзора постоянно что-то допроектируя.
В общем получилось семь-восемь месяцев работы. Когда началась стройка, торчали на бульваре день и ночь.
По нашей смете проект стоил 70 миллионов рублей. Подрядчиком была компания, которая делала благоустройство в Коломне, Воскресенске и других городах Подмосковья. К тому же они выпускали свои покрытия.

Я считаю, что мощение должно быть если не оригинальным, то по крайней мере не похожим на соседнее. Строители подобрали примерно десять образцов плитки и согласовали с нами. Если бы мы воспользовались заводской, то бульвар получился бы более стандартным.
Сделано было много. Но самые эффектные зоны, которые были запроектированы, не были выполнены.
Многое было подогнано под инженерные и коммунальные потребности. Например, светильники мы разместили только на газоне, потому что электрики не признают их установку в покрытие. Или расширение тротуара, чтобы временно складировать снег и не мешать проходу. Это не случайно появилось, мы сидели и думали. В проект были заложены модернизация электроосвещения, перенос сетей, замена канализации. Это очень важно. Сиреневый бульвар теперь не затопит никогда.

Сделано было много. Но самые эффектные зоны, которые были запроектированы, не были выполнены. Особенно огорчает то, что не выполнили проект светового решения бульвара, который подразумевал три типа освещения: обычное, ночное и праздничное.

Не сделаны колоннады, входные арки. Должны были быть перголы, по которым вьется дикий виноград. Перголы были серьезной вещью. Дорожка легализует пространство, направляет движение. А пергола является частью легализации комфортного пространства.
Фонтан, флюгер и другие символы
Иногда при проектировании мы искали символы. Так, детская площадка около Детского мира сверху напоминает утку. У славян самая почитаемая птица. Я взял ее, да и разметил на площадке.

Фонтан «Шар»
Мы хотели сделать фонтан в виде земного шара. Наука, молодежь — ассоциации были такие. По задумке он был в два раза больше. Но когда мы обратились к представительству китайской компании, которая занималась фонтанами, они потребовали очень серьезные деньги, около пяти миллионов. К тому же они не нашли цельный шлифованный камень.

В первое время бассейн заливали шампунем, помните? Но мы-то знаем, что средой можно воспитывать. Это железный принцип. Если чисто, хорошо, ухоженно, то желание портить пропорционально уменьшается.

Памятник «МНС»
На бульваре сразу заложили место для скульптуры «МНС». Долго думали, где ее разместить. Сначала хотели на площади, потом решили около «Байтика». «Байтика» – это что? Технологии, электроника, дети, будущее. Но сама скульптура предполагалась другой. Куб должен быть поставлен на ребро, чтобы получился знак, а не памятник.

«Городки»
На месте «Городков» еще в 1980-х был запроектирован теннисный корт. Но про это прознали жильцы и проект зарубили. Мы решили сделать детскую крепость — с башнями и стенками. Все, что вырыли из-под фундамента, я попросил не увозить, а привалить к стенке. Там было десять КамАЗов, сотни кубов земли. Так получились горки, которые всем очень полюбились зимой.

Во время реконструкции 2007 года «Городки» облицевали. Внутри сначала хотели из асфальта покрытие сделать, чтобы дети могли рисовать. Но мне показалось, что серо-черное пятно на бульваре будет слишком выделяться. В итоге сделали мозаику из покрытия, сверху красиво смотрится.


Лестница с кругом, флюгер и солнечные часы

Часы, флюгер — исторически все это не принадлежность бульвара, а часть благоустройства зданий. На крыше Выставочного зала предполагалось кафе, куда можно будет зайти по лестнице с улицы. Под круг на заводе «Серп и Молот» были заказаны часы два на два метра. Мощные такие часищи. Но согласованы не были.

Солнечные часы — мой символ. Еще в Коломне я занимался бассейнами, фонтанами и солнечными часами. Вместе с художественным редактором журнала «Техника молодежи» Вечкановым мы разбирались, как они должны быть устроены. Я запроектировал в городе шесть солнечных часов. Вертикальные, горизонтальные, разные… Но выполнены были только эти.

Флюгер в виде Стрельца получился, кажется, потому, что исполнившая его скульптор Сошинская была по знаку зодиака стрельцом. Обратите внимание, там стрелы нет, она «улетела». Кроме Стрельца в проекте была скульптура с Рыбой. И мне очень хотелось Льва, но она сказала: «Знаешь что? Не претендуй на Венецию».
Сиреневый сейчас
Первое, что надо прекратить делать — красить бордюры в фиолетовый. Они не требуют цвета.

Сейчас бульвар темный. А по нашему проекту фонарей ровно в два раза больше. Необходимо заменить фонари на современные, увеличив количество светильников. И осветить все подходящие дороги.

Я бы сделал реконструкцию сквера за ДШИ. Есть даже разработанный проект со сметой. Там планировали внутренние аллеи, пешеходные дорожки, амфитеатр и детское кафе.

И продолжение Сиреневого бульвара в сторону Калужского шоссе. Там планировалось создание мемориальной зоны с установкой памятника ликвидаторам Чернобыля и ветеранам Афгана.

Еще я бы доработал детали, которые так и не были выполнены. Например, башни на «Городках» не завершены. Для них была разработана стальная пирамида-наконечник. На одной должен был быть флюгер. Проект настолько хорошо проработан, что его можно сделать и сейчас.
Беседовала Лена Верещагина
Фотографии Кристины Киссер
Made on
Tilda