Наследство, лес, конфликты и губернатор
Самое главное тяжелое «наследство» — это полное недоверие между жителями и властью. Жители были убеждены, что власть всегда действует в своих интересах. Была довольно тяжелая градостроительная ситуация. Начало 2000-х годов – это были времена уплотнительной застройки, когда в каждый двор пытались влепить многоэтажку, несмотря ни на какие последствия, связанные с социальной и инженерной инфраструктурой.
И вот эта проблема недоверия между людьми и властью и была главной в той ситуации, которая сложилась. Я считал, что самое главное, что мы должны сделать, — поменять эту атмосферу. Объяснять, что мы делаем, как мы делаем, обсуждать с людьми. Это не значит, что власть всегда должна следовать мнению большинства, это называет популизм. Очень часто власть должна действовать вопреки большинству, и в этом ее ответственность – не быть популистами.
Если ты профессионал и ты во власти, ты должен понимать последствия того, что делаешь и не всегда идти на поводу у большинства. Важен диалог, важна открытость – мы с этого и начали. Это еще были лозунги во время предвыборной кампании – мы сказали, что будем бороться с точечной коммерческой застройкой. Но при этом понимали, что строительство города остановить нельзя – семьи растут, дети подрастают. Поэтому строить надо, но мы должны перейти к цивилизованному строительству в рамках генерального плана в интересах жителей. Принятие генерального плана и было той площадкой, на которой мы пытались нащупать диалог с жителями. В значительной мере это удалось, хоть генеральный план мы и приняли только в 2009 году.
Шесть лет понадобилось обсуждений и дискуссий, хотя нельзя сказать, что мы достигли консенсуса. Не все депутаты были «за», была масса дискуссий. В Троицке состоялся единственный в стране, насколько я знаю, муниципальный референдум. Здесь заслуга власти состоит не в том, что она его организовала (я как раз был против проведения такого референдума). Я считаю, что для содержательных и сложных вопросов референдум, на котором можно сказать «да» или «нет», — это не способ согласования позиций.
Тем не менее заслуга власти в тот момент состояла в том, что мы не стали бороться против этого, а согласились, чтобы он прошел. Это сняло в какой-то мере ту напряженность, которая была в городе. Сразу после выборов проблема леса была на первом месте, сегодня, если посмотреть на социологию, проблема леса, во-первых, не стоит на первом месте, а во-вторых, обсуждается совсем иначе. На референдуме, который был, стоял вопросом «Можно рубить лес или нет?», и, конечно, 97% тех, кто пришел на референдум, сказали, что лес рубить нельзя. А сейчас, после принятия генерального плана, когда возникает вопрос вырубки леса для каких-то нужд, то первое, что люди делают, это спрашивают «А что у нас там в генеральном плане?». И если в генеральном плане на месте леса размещен объект, как это было с микрорайоном ЖСК, то это не вызывает большого напряжения в обществе.
Например, когда были публичные слушания по микрорайону ЖСК, то никто из «зеленых» на них не пришел. Устройство власти в городе меняется. То, что происходит сегодня, не совсем то, что было в 2000-х. Тем не менее очень важно, (а в то время это в значительной мере соблюдалось): у нас по конституции органы местного самоуправления не являются органами государственной власти. Это означает, что на местном уровне можно самим решать проблемы, принимать местные законы, они не называются законами, но это могут быть положения, правила. В общем, есть некоторая самостоятельность, в том числе финансовая, потому что есть собственный бюджет.
В 2003 году был принят закон, с которого тогда началась реформа местного самоуправления. В то время проблема была в том, что полномочий было много, а денег было мало. Если говорить о нынешнем этапе, то мне кажется, и денег мало, но и полномочий уже не осталось. Если раньше в законе о местном самоуправлении был описан довольно большой перечень полномочий, которые региональная власть не могла отобрать у местного самоуправления, то теперь закон модифицировался так, что из всех прав местного самоуправления остались права на герб, флаг, какую-то символику. Фундаментальные полномочия местного самоуправления в значительной мере отобрали.
Уже несколько лет местное самоуправление не отвечает за здравоохранение. В последние годы практически везде местное самоуправление лишили права распоряжения землей, а это очень важное право – да, у нас не хватало денег, но земельными ресурсами мы распоряжались сами. Тогда нам удалось, например, предоставить землю жилищно-строительным кооперативам в городе Троицке, мы сами выделяли площадки под объекты. А построили мы довольно много: Начальную школу, Дворец спорта, Школу искусств. Такие заметные, я бы сказал, в городе объекты. Тогда это еще удавалось.
Другая проблема состоит в том, что полномочия есть, денег нет. А деньги где взять? Надо идти к губернатору. Задача мэра — в том числе его умение получить в город те ресурсы, которые может выделить область или Российская Федерация. У меня это осложнялось тем, что я был не из правящей партии. Понятно, что это тоже создавало какие-то трудности. Но надо отдать должное губернатору, у меня всегда были с ним достаточно конструктивные отношения, за исключением трех случаев, когда я просто клал заявление на стол и говорил, что этого я выполнять не буду и если губернатор считает, что это должно быть исполнено, тогда пусть исполняет кто-нибудь другой. Но это была в некотором смысле провокация, потому что заявление на стол по законодательству я должен был не губернатору класть, а совету депутатов местному. Тем не менее, все три раза это заканчивалось тем, что он соглашался со мной. Может быть он и не соглашался, конечно, но уважал позицию и не требовал, чтобы я исполнял те указания, из-за которых конфликт возникал.