»

Как перестать смущаться и полюбить очевидное

Наташа Шебалина, городской экономист
Продолжаем рефлексию на тему городского бодипозитива. Городской экономист Наташа Шебалина рассуждает о том, почему урбанисты видят будущее городов в исключительно ослепительных красках, зачем смотреть на себя чужими глазами и как начать учитывать в своей работе сложные и нелицеприятные темы, на которые и говорить-то неловко, не то что изображать на рендерах.
причем тут городской бодипозитив
Иногда мне кажется, что со стороны урбанисты выглядят как участники марафона желаний. Контраст между популярными лозунгами городского развития и статистическими реалиями жизни малых городов напоминает скорее ритуал манифестации, чем стратегическое планирование. В то же время мы как будто вступили в заговор коллективно избегать обсуждения очевидного – например, растущего количества одиноких пожилых людей, падающей покупательной способности и стабильно высокого уровня алкоголизма.

О перенасыщении стратегий ставками на привлечение молодежи, развитие креативной экономики и повышение туристической привлекательности заслуженно стали больше писать. В последние месяцы в «кто твой город» коллеги рассматривали накопившиеся противоречия через оптику инклюзивности и стандартов красоты. Мне кажется полезным такое притягивание метафор из других отраслей – для поиска причин наших профессиональных странностей имеет смысл взглянуть на себя чужими глазами.

Сегодня я хочу попробовать притвориться антропологом – то есть посмотреть на коллективные ритуалы урбанистического сообщества в контексте властной структуры, в которой мы их совершаем. С помощью работы антрополога Дэвида Гребера («Манеры, почтение и частная собственность», 1997) я предлагаю осмыслить «молодёжный» крен стратегий городов как следствие иерархичности их разработки и попытаться придумать методы коррекции курса.
теория избегания
Грэбер называет тенденцию к избеганию признания несовершенств базовым элементом иерархии. Любые взаимоотношения можно расположить на спектре от наиболее иерархических – «отношений избегания» до наиболее равноправных – «шутовских отношений». «Избегание» и «шутовство» отличаются готовностью к допущению «телесности» в поле диалога – к обсуждению «простой физической неопрятности повседневного существования».

В своем высшем проявлении – в «отношениях избегания» – иерархия требует обращения с другим человеком как будто он есть нечто абстрактное, трансцендентное, бесконечно отдалённое от физических реалий. Вне зависимости от эпохи и локации, обсуждение еды и экскреции, секса и физической агрессии, насморка и открытых язв, старения, смерти и разложения приравнивается к нарушению субординации. От полинезийских племён до викторианского придворного общества, при общении с вышестоящими запрещается признавать естественную размытость границ между нашими телами и окружающим миром.

На другом конце спектра от «отношений избегания» лежат «шутовские отношения» – образцовая дружба пятиклассников во дворе, почти требующая упоминания или имитации телесных функций. Метать фекалии в знак дружелюбия было принято при встрече равноправных кузенов в племенах Арапахо; cреди флорентийской элиты шестнадцатого века высморкаться в скатерть в присутствии слуг означало продемонстрировать «особую привязанность и дружбу». В эгалитарных отношениях должно признавать, что обе стороны справляют нужду и истекают кровью – отрицать естественное было бы так же оскорбительно, как ковыряться в носу перед английской королевой. 
К АНТРОПОЛОГИИ УРБАНИСТИКИ
На спектре от «шутов» до «избегателей» современные урбанисты занимают двоякую позицию. С одной стороны, мы должны ставить себя на равные позиции с городом – живым организмом со всеми его неряшливыми реалиями.
Реальный набор сценариев использования территории не знает рамок приличия: в одном и том же российском парке в любую отдельно взятую неделю бегают спортсмены, испражняются собаки, рисуют с натуры художники и ночуют бездомные.
Если архитекторы не могут отметить на карте будущего парка гараж, за которым привыкли мочиться местные алкоголики, качество вовлечения можно поставить под сомнение. Для поощрения беззастенчивого диалога методики соучаствующего проектирования советуют перемешивать за столами сотрудников администрации, школьников, пенсионеров и представителей городских сообществ. Качественная работа в поле исключает ханжество.

С другой стороны, высокопоставленность наших контрагентов ставит нас в позицию избегания. Процесс согласования предполагает продвижение вверх по иерархической лестнице – от жителей к муниципалитету, от муниципалитета к региональному правительству, от региона – к федеральным органам развития. По мере согласования проекта парка, стратегии развития города или мастер-плана всё громче звучит антропологический цензор, настойчивее становится соблазн приведения «продукта» в соответствие отношениям избегания. В «высоких кабинетах» открытое упоминание неприятных реалий может быть приравнено к нарушению профессиональной иерархии. Простая физическая неопрятность повседневного существования уступает место рендерам светлого, стерильного будущего, бедность и грязь – воображаемым горожанам, спешащим на йогу в новый коворкинг. 
что с этим делать
Для Грэбера антропология была делом оптимистов. «Высшая, скрытая истина мира», писал он в «Утопии правил», «заключается в том, что мы создаём его сами, и могли бы запросто создать иначе». Если радужный крен стратегий городов – действительно продукт социального программирования в урбанистике, у нас есть возможность действовать по-другому. Чтобы избежать слепых пятен, мы могли бы вынести наше подсознательное стремление к избеганию в плоскость сознательного и начать осознанно ему сопротивляться. Как такое переосмысление изменило бы подход?
Перестав избегать нелицеприятных тем, мы могли бы создавать документы, структура которых реалистично отражает проблематику городов.
Статистически говоря, место расположения хосписа и его удаленность от морга так же актуальны для большинства городов, как место расположения гостиницы и её удалённость от креативного кластера. Логично было бы уделять то же внимание разделам о похоронной инфраструктуре, канализационной системе и социальных патологиях какое мы уделяем туризму, креативным индустриям и другим миловидным аспектам городского развития. Перестав ставить эстетику во главу угла, мы могли бы предлагать решения для более широкого и актуального круга проблем.

Осознав избегание как функцию иерархии, мы могли бы взять на себя большую ответственность за процесс согласования. В штатном режиме развития города коммуникация ограничена неподвижной иерархией муниципальных, региональных и федеральных ведомств. На период разработки стратегических документов мы вмешиваемся в существующую структуру «сбоку» и, на правах приглашённых экспертов, временно инвертируем устоявшуюся систему государственного управления. В сравнении с администрацией города, мы находимся в более гибкой позиции относительно «вышепоставленных» лиц, а значит можем позволить себе большую свободу в выборе тем для обсуждения. Как любая привилегированная позиция, такая гибкость накладывает на нас определенную ответственность. Если профессиональная этика требует отступления от профессионального этикета, насколько мы готовы к подобным трансгрессиям?
О ЧЁМ МОГЛИ БЫ ГОВОРИТЬ стратегии
Мы попросили поделиться опытом тех, кто каждый день работают с проблемами, о которых сегодня недоговаривает урбанистика; сегодня это те, у кого хочу учиться любви к несовершенствам города я.

О доступной среде 

«Человекоцентричность — это то, вокруг чего должны разрабатываться все проекты городской структуры. В центр нужно ставить „простого человека“ — бабушку с тростью, маму с коляской, и что самое важное — людей с инвалидностью, на инвалидной коляске. Вне центров мегаполисов, такая инфраструктура — это недоступная роскошь. Я допускаю, что мы, как представители гражданского общества имеем возможность прилагать усилия и участвовать в благоустройстве своим мнением и инициативой. Однако было бы хорошо, если бы ответственность за создание доступной среды лежала не только на нас, а права маломобильных людей соблюдались без нашего участия и требований».
Анонимно, директор фонда помощи малоимущим пожилым людям

О грязи и комарах 

«Близко с работая с НКО и социальными организациями, я часто замечаю, насколько урбанисты любят мыслить общественными пространствами в духе „красивые люди в красивом кафе на красивой набережной“. Что очень часто встречается — низкая адаптированность уличных активностей под климат. Раз за разом вижу на Севере футбольные коробки с баскетбольными кольцами, которые засыпаны снегом девять месяцев в году, а еще два месяца в грязи из-за дождей и таяния снега. По факту красивые картинки с мастер-планов доступны для реального созерцания один-два месяца в году — когда снег уже растаял, а комары тебя ещё не сжирают на этих чудесных красивых площадях».
Влад Соколов, директор Фонда формирования и использования целевых капиталов «Югра эндаумент»

О зависимостях

«Анонимные наркоманы» – это некоммерческая организация. Сами участники АН организует группы в городах по всей России, а группы проводят  собрания, на которых участники делятся опытом как у них получается не употреблять. Мы видим как ребята в небольших городах создают свои группы, сначала к ним приходит два, три человека, а через год уже вся комната заполнена. Потому, что людям есть куда пойти, к кому обратиться за поддержкой, у них перед глазами появляется пример. Ни с какими сторонними организациями мы не связаны, всё бесплатно и добровольно.
В небольших городах найти помещение для собраний порой сложно (отсутствие площадей, высокая аренда). За аренду каждая группа платит самостоятельно, из пожертвований членов. Недорогие комнаты обычно можно арендовать в государственных учреждениях или церквях, помогают рекомендательные письма от главного нарколога области, что АН является ценным и эффективным ресурсом для общества».
Представители сообщества «Анонимные наркоманы» Свердловской области

О домашнем насилии

«В наш ресурсный центр «Семья» часто начали обращаться женщины, которые жаловались на насилие в семье. Тогда в 2016 году мы поняли – надо что-то делать, разбираться как-то с этими проблемами. На тот момент в нашем городе-миллионнике не было кризисного центра. У нас женщина, которая столкнулась с домашним насилием, может получить комплексную помощь: проконсультироваться с юристом, психологом, восстановить документы, найти работу. Если женщина хочет сбежать, но не может, мы составляем план для ее ухода или поселяем в центре, потому что некоторым просто некуда идти. Мы каждый день работаем с теми, кто подвергается домашнему насилию: нам важно, чтобы женщины начали замечать проблемы и перестали считать абьюз – нормой».
Ангелина Девятерикова, заместитель директора ресурсного центра «Семья» Республики Башкортостан

О гигиене бездомных людей

«ДУШевная прачечная» – точка в центре Челябинска, где любой может помыться и постирать вещи. Каждый человек, когда к нам приходит, получает мочалку, мыло, шампунь, полотенце. Также у нас в душевной прачечной есть волонтер, которая подстригает людей и делает маникюр. Важно понимать, что для бездомных людей их внешний вид – большая проблема. Грязная одежда и невозможность поддерживать личную гигиену мешают им восстановить документы, устроиться на работу или получить медицинскую помощь. Очень надеемся, что в наших силах будет открыть подобный проект в более отдаленном от центра города районе, чтобы мы могли оказывать помощь тем, кто не в состоянии до нас добраться».
Елена Целищева, директор организации «Жизнь»